Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 3

Основные положения реформы. Отмена крепостного права объявлялась добровольным пожертвованием дворянского сословия. Предпочтение при решении крестьянского вопроса в каждом отдельном имении давалось «полюбовным соглашениям» между помещиком и его крепостными. Наряду с личной свободой крестьян провозглашалась собственность помещиков на всю землю имения. Усадьба и хозяйственные угодья, составлявшие надел крестьян, оставались в их пользовании за барщинные и оброчные повинности; однако тут же указывалось, что такое положение - временное, вплоть до выкупа земли крестьянами в полную собственность. После внесения выкупной суммы при содействии правительства временнообязанные крестьяне превращались в независимых крестьян-собственников. В течение ближайших двух лет предписывалось составить уставные грамоты, определяющие взаимные отношения между помещиком и крестьянами в каждом имении. Для урегулирования нового порядка создавались особые органы: губернские присутствия из местных чиновников и помещиков и мировые посредники из местных потомственных дворян. Одной из ближайших задач присутствий и мировых посредников была организация сельских и волостных обществ крестьян.

Помещичьи крестьяне с момента обнародования «Положений» переставали рассматриваться как собственность помещиков - их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев и пр. Опираясь на существующие законы о государственных крестьянах, правительство объявляло бывших крепостных свободными сельскими обывателями, присваивая им гражданские права - свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, беспрепятственное занятие промышленностью и торговлей, право отлучаться с места своего жительства, поступать в любые учебные заведения, переходить в другие сословия.

Общественные права крестьян были установлены тоже на основании законов о государственных крестьянах (с небольшими отступлениями от образца). Крестьяне каждого помещичьего имения получали право собираться на сельские сходы для самостоятельного решения местных хозяйственных вопросов и выбирать на три года исполнительные органы - сельских старост и сборщиков податей. Смежные сельские общества объединялись в волости, приблизительно совпадавшие с границами церковных приходов, от 300 до 2 тыс. ревизских душ в каждой. В волостях должны были созываться сходы, на которых присутствовали сельские старосты и выборные от всех домохозяев, по одному от каждых 10 дворов. Волостные сходы избирали волостных старшин, управлявших волостью с участием сельских старост и составлявших вместе с ними «волостное правление», а также волостных судей для решения дел о маловажных проступках и тяжбах крестьян. В отличие от сельского общества волость была преимущественно полицейско-административным органом, наблюдавшим за порядком, объявлявшим и применявшим изданные законы и пр. Старосты и волостные старшины могли подвергать крестьян аресту и назначению на общественные работы до двух дней или штрафу до одного рубля.

Превращение бывших крепостных крестьян в «свободных сельских обывателей» имело крупное историческое значение: оно наносило удар прежней системе крепостнического произвола и создавало условия для победы свободных договорных отношений, а следовательно, для развития капиталистического строя. Правительство выступало здесь наиболее самостоятельно, вопреки притязаниям крайних крепостников. Однако и тут оно действовало непоследовательно, сохраняя многочисленные остатки прежней системы внеэкономического принуждения. На весь период временнообязанных отношений помещик сохранял право вотчинной полиции и мог через сельского старосту предъявлять сельскому обществу различные требования (о помощи во время стихийных бедствий, о поддержании общественного порядка, о задержании преступников и пр.). Крестьянские выборные должны были подчиняться власти мирового посредника, который получал широкие административные и судебные полномочия, в частности мог присуждать крестьян к наказанию розгами до 20 ударов. От крепостной эпохи сохранялась также круговая порука сельского общества в исправном отбывании повинностей государству, а там, где было общинное землепользование, - и помещикам.

В течение первых девяти лет после издания законов 1861 г. крестьянин не мог отказаться от надела, т.е. фактически был прикреплен к земле и стеснен в распоряжении своей рабочей силой. Само сословие «свободных сельских обывателей», в которое вливались бывшие крепостные, оставалось податным, неравноправным: в отличие от дворянства, духовенства и купечества крестьяне были обязаны по-прежнему платить государству подушную подать, давать рекрутов и могли быть подвергнуты телесным наказаниям.

Экономические взаимоотношения между помещиками и их бывшими крепостными определялись местными Положениями, которые несли на себе яркую печать помещичьих требований. Устанавливая нормы наделов и повинностей, правительство старалось учесть разнообразие природных и социально-экономических условий помещичьего хозяйства, поэтому территория России была разделена на различные районы, «полосы», «местности» и «разряды». Такой подход яснее всего обнаружился в Местном положении о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских, которое определяло аграрные отношения в 34 губерниях (на территории современных Российской Федерации, Белоруссии и Южной Украины). Вся территория указанных губерний разделялась натри основные «полосы»: нечерноземную, черноземную и степную, а каждая «полоса» - на «местности». Если «полюбовное соглашение» между помещиками и крестьянами не достигалось, то вступали в силу определенные нормы наделов и повинностей, которым должны были подчиниться и помещики, и крестьяне. Для каждой местности нечерноземной и черноземной полос были определены высший и низший земельный надел.

При определении крестьянских повинностей закон тоже отдавал предпочтение «полюбовным соглашениям», причем договоры об отбывании барщины должны были заключаться натри года. Если соглашение не достигалось, входили в силу нормы, установленные законом. Повсеместно отменялись натуральные сборы - ягодами, грибами, пряжей и другими продуктами, также, как добавочные повинности в форме караулов и «сгонов» на помещичьи работы. Формально барщинные и оброчные повинности крестьян рассматривались как плата за отведенный земельный надел, однако под давлением помещичьих требований они превратились в систему использования не только земледельческих, но и промысловых доходов крестьян.

Правительство стремилось возможно быстрее ликвидировать барщину, которая не могла быть эффективной в условиях личной свободы крестьян. Поэтому сельским обществам и отдельным домохозяевам разрешалось переходить на оброк, но при соблюдении определенных условий: предупредив об этом помещика за год и внеся вперед причитающуюся полугодовую сумму.

Выкупом земли, его условиями правительство стремилось заинтересовать крестьян и помещиков возможностью ликвидировать временнообязанные отношения. Помещик имел право договориться с крестьянами о выкупе земли, но мог и в одностороннем порядке, без согласия крестьян, потребовать такого выкупа. Крестьяне требовать выкупа не могли. Государство выступало в качестве посредника, содействовавшего выкупу: оно предоставляло крестьянам выкупную ссуду, которая погашалась ими в течение 49 лет ежегодными взносами (выкупными платежами). При определении выкупной суммы за землю правительство исходило из задачи закрепить за каждым землевладельцем ежегодный доход с имения, равный размерам прежнего оброка. Поэтому помещики, приступавшие к выкупу, должны были предварительно перевести временнообязанных крестьян, отбывавших барщину, на оброчные платежи. При согласии крестьян на выкуп им предстояло договориться с помещиком о размерах доплаты наличными деньгами. Никакой доплаты с крестьян не требовалось, если выкуп всего надела совершался по одностороннему требованию помещика.

Из законов о специальных разрядах крестьян особенно важными были Положение об устройстве дворовых людей и Правила о крепостных рабочих и крестьянах мелкопоместных владельцев. Дворовые наряду с остальными крепостными немедленно получали личные и имущественные права, но в течение двух лет были обязаны по-прежнему служить своим господам или уплачивать им установленный оброк. После этого всякие обязательные отношения с помещиками прекращались; дворовые, имевшие земельный надел, могли приписываться к сельскому обществу и заниматься сельским хозяйством, а не имевшие надела (таких было подавляющее большинство) оставались безземельными и должны были искать себе заработок. Рабочие помещичьих фабрик и заводов в течение двух лет переводились на оброк, за ними закреплялись в пользование усадьба и прежние наделы; наряду с другими крестьянами они приобретали право выкупать свою землю.

Для мелкопоместных владельцев, имевших 20 душ и менее, были установлены особые правила. Если в таких имениях было мало земли, то крепостные переселялись на казенные земли, а земля оставалась у помещика, либо по желанию владельца казна могла приобрести его имение.

Отмена крепостного права была вынужденным шагом самодержавия, поэтому она была оплетена множеством феодальных пережитков. Давая крестьянам юридическую свободу, реформа сохраняла на определенный срок временнообязанные отношения, т.е. систему феодальной эксплуатации; она открывала возможность перед помещиками экспроприировать у крестьян огромные пространства земли и в результате произведенных отрезков поставить крестьян в положение кабальных арендаторов. Толкая помещиков на ликвидацию феодальных отношений, реформа возлагала на крестьян обременительные выкупные платежи. Наконец, реформа сохраняла остатки внеэкономического принуждения в форме личной и сословной зависимости крестьян от дворянских и государственных органов власти.

 

2009-05-18 01:36:17 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика