Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 3

Столыпинская аграрная реформа. Столыпин был одним из крупнейших российских реформаторов. Свои усилия он сосредоточил прежде всего на изменении общинного уклада русской деревни.

Крестьяне вели индивидуальное хозяйство, но большая часть земли находилась в совместном общинном владении. Крестьянский «мир» не допускал разорения общинников, поддерживая их в трудный период за счет остальных земляков. Оборотной стороной «мирских» порядков была насильственная уравниловка. Сельский сход мог отобрать надел у крестьянина, подвергнуть его телесному наказанию. Одной из важнейших функций общины было распределение земли. Размер надела зависел от числа взрослых работников в семье. Периодически производились переделы, в результате которых поля нарезались на множество полосок, разбросанных порой за несколько верст друг от друга. Каждый общинник владел участком хорошей, средней и плохой земли.

Общинные порядки имели глубокие исторические корни и соответствовали психологии большинства крестьян. Власти также поддерживали общину, рассматривая ее как гарант спокойствия в деревне. Апологетами общины были Победоносцев и другие консервативные государственные деятели. Круговая порука крестьян представлялась удобной для взимания податей и выполнения полицейских функций. Мнение правящих кругов изменилось в ходе аграрных беспорядков 1905 г. Стало очевидным, что община не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Если в апреле 1905 г. рекомендации Особого совещания под председательством Витте об отходе от искусственной поддержки общины были отвергнуты, то в 1906 г. эта мера была одобрена даже съездом объединенного дворянства.

Заняв пост главы правительства, Столыпин решительно приступил к преобразованиям. Вопреки мнению министров, не решавшихся упразднить вековой порядок одним росчерком пера, Столыпин настоял на немедленном принятии царского указа. Указ 9 ноября 1906 г. имел нарочито скромное название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». В действительности эти «дополнения» означали коренной переворот в аграрной политике. Крестьяне получили право выйти из общины и закрепить свой индивидуальный надел в личную собственность. Государство оказывало всяческое содействие частным владельцам. Губернские и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы: от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались «укрепленцам» либо бесплатно, либо по номинальной цене. Выступая в III Государственной думе, Столыпин подчеркивал:

«Правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина - чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека».

По указу, вместо разрозненных полосок крестьяне получали землю в одном месте - так называемый отруб. Часть таких владельцев покидала деревню и переселялась на хутора. Сточки зрения правительства, хуторская реформа должна была создать слой зажиточных крестьян, наподобие западноевропейских или американских фермеров. Ставка была сделана, по крылатому выражению премьера, «не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Частная собственность должна была не только способствовать экономическому подъему, но и стать лучшим противоядием революционным настроениям. Столыпин писал Николаю II: «Я видел членов первой Думы из крестьян-революционеров, которые теперь страстные хуторяне и люди порядка».

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств. Правительство установило многочисленные льготы для желающих переселиться на новые места: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды в размере от 100 до 400 рублей на крестьянский двор. В пути переселенцам должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь. Переселенческое управление помогало осваиваться в новых районах. В 1906-1915 гг. было построено почти 13 тыс. верст проселочных дорог, 13711 колодцев, 161 водохранилище. За 10 лет в Сибирь переселилось 3,1 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в два раза. Сибирь поставляла на внутренний и внешний рынок 800 тыс. тонн зерна. В 1910 г. Столыпин отмечал: «Весь наш экспорт масла на внешние рынки целиком основан на росте сибирского маслоделия», которое «дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».

Впечатляющие успехи не могли заслонить трудности, с которыми столкнулось переселение. Проезд по железным дорогам был организован из рук вон плохо. Сотни людей погибли во время тяжелого пути. Суровые условия Сибири требовали напряжения всех сил. Сибирские газеты писали: «Каждый клочок пахотной земли полит кровью и потом переселенцев, каждое обнаженное и осушенное болото отмечено новыми крестами на поселковых кладбищах. Смертность и заболеваемость среди переселенцев очень высоки. Тайга за каждую пядь земли требует жертв». 537 901 переселенец был вынужден вернуться назад.

Столыпину только частично удалось реализовать свои планы. По официальным данным, всего в ходе реформы выразили желание перейти к частному землевладению 2 755 633 домохозяина. Они претендовали на 14 млн. десятин общинной земли. Но это было лишь немногим более четверти всех общинников. В действительности осуществили свое намерение еще меньшее число крестьян - 2 008 432.

Широкомасштабные замыслы требовали значительного времени. Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необходимы «двадцать лет покоя». Реформа дала первые всходы, но дальнейшее развитие событий не позволило созреть ее плодам. Между хуторянами и общинниками разгорелась настоящая война. Крестьяне-общинники поджигали дома хуторян, уничтожали их посевы, калечили скот. Но главный порок реформы состоял в том, что ее рамки были ограничены крестьянскими наделами. Правительство пошло на многочисленные уступки. Оно отменило выкупные платежи, пожертвовало частью государственных, кабинетских, удельных владений, облегчило покупку земли через Крестьянский банк. Но оно не тронуло помещичьего землевладения, не посмело хотя бы частично затронуть интересы поместного дворянства. Через этот порог оказался неспособным переступить и Столыпин.

Законодательная программа правительства. Аграрная реформа была не единственным детищем из задуманных Столыпиным преобразований. Правительственная программа реформ была внесена в марте 1907 г. Программа предусматривала принятие ряда законов, обеспечивающих неприкосновенность личности, переход из одного вероисповедания в другое, расширение земств, преобразование местного суда и уголовного законодательства. В число социальных мер входило страхование рабочих на случай болезни и инвалидности. Правительство намеревалось сделать доступным, а потом и обязательным начальное образование. Однако практически все реформы были заблокированы. Наиболее радикальные реформы отвергались консерваторами, наиболее консервативные - либералами. Так, Государственная дума одобрила три вероисповедальных закона, которые, не покушаясь на преобладающую роль православной церкви, предусматривали некоторые смягчения для иных конфессий. Однако два проекта были задержаны Государственным советом, а третий не был утвержден царем. Другой правительственный законопроект - о неприкосновенности личности - вызвал возмущение левой части Думы. Проект о допуске защитников к следственной стадии, наоборот, встретил теплый прием в Думе, но был отвергнут Государственным советом. Столыпину не удалось упразднить крестьянские волостные суды, действовавшие не по писаным законам, а по дедовским обычаям. Закон о местном суде подвергся коренной переделке, причем Дума меняла одни статьи, а Государственный совет другие. Проект полицейской реформы был положен под сукно.

Большие надежды Столыпин возлагал на реорганизацию местной администрации. Намечалось объединить власть в уезде в руках представителей Министерства внутренних дел. Но эти планы были восприняты как попытка умалить роль уездных предводителей дворянства. Предполагалась также реформа местного самоуправления. Наряду с уездными и губернскими земствами намечалось создать более мелкую единицу - волостное земство. Оно предназначалось для хуторян, в связи с чем высокий имущественный ценз, обеспечивавший преобладание дворян, намечалось снизить в 10 раз. Однако ни один из проектов местной реформы не был реализован.

Многочисленным переделкам подвергся законопроект о начальных училищах. Правительству пришлось отказаться от принципа единства школы, оставив в руках церкви приходские училища.

В течение 5 лет обсуждались и переделывались страховые законы. Они были утверждены только в 1912 г. и имели ограниченное применение.

Как и в случае с Витте, Столыпин мало-помалу превратился в объект критики справа. Черносотенцы, ранее видевшие в премьер-министре борца с крамолой, начали пропагандистскую кампанию против его преобразовательной политики. В то же время колебания Столыпина в проведении административных и других реформ привели его к фактическому разрыву с октябристами. Наиболее последовательным союзником Столыпина была фракция националистов, но она не являлась достаточно влиятельной силой. Когда Государственный совет отклонил правительственный законопроект о введении земства в нескольких западных губерниях, Столыпин демонстративно подал в отставку. Начался так называемый «министерский кризис». Николай II не решился сменить первого министра. Законодательные палаты были распущены натри дня. Во время искусственного перерыва законопроект о западном земстве был принят в порядке излюбленной Столыпиным 87 статьи. Главные противники премьера были удалены со службы.

Однако этот триумф явился началом конца Столыпина. Открытое пренебрежение призрачной российской «конституцией» поставило точку в его контактах с либеральной оппозицией. Крайне правые ждали случая для новой атаки. Кроме того, Николай II не простил премьер-министру слишком явной независимости и самостоятельности. В придворных кругах говорили, что дни Столыпина на посту главы правительства сочтены. Поэтому, когда 1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен во время спектакля в киевском городском театре, многие восприняли эту трагедию как «избавление». Покушавшийся Д. Г. Богров, являвшийся секретным осведомителем полиции, был судим при закрытых дверях и казнен с молниеносной быстротой, а виновные в плохой организации охраны были освобождены от наказания царем.

В 1913 г. царствующий дом Романовых праздновал свое 300-летие. Грандиозные торжества с особенной яркостью подчеркивали трудности, которые переживала российская монархия. Третьеиюньская система представляла собой хрупкий компромисс, постоянно подвергавшийся ревизии. Либеральная общественность все громче заявляла о неудовлетворенности видимостью реформ и сохранением архаичного государственного строя. Консерваторы, напротив, утверждали, что реформы идут неоправданно быстрыми темпами.

 

2009-05-18 01:36:17 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика