Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 3

Все царствование Александра III, начавшееся с трагедии 1 марта 1881 г., прошло под знаком борьбы с террористическим подпольем. Правительству удалось подавить открытые террористические выступления. Однако недуг скорее был загнан внутрь, чем излечен. Спокойствие городских кварталов и патриархальная безмятежность деревни были обманчивыми. Социальное расслоение и колоссальное имущественное неравенство обеспечивали почву для постоянного недовольства, делая беднейшие слои населения легкой добычей для революционной агитации. Неравноправие толкало национальные меньшинства на протест. В свою очередь широкое участие представителей национальных меньшинств в освободительном движении приводило к усилению великодержавных тенденций во внутренней политике. Такой на самом деле была эта огромная страна, когда на престол вступил последний российский император - Николай II.

Новый император был воспитан в убеждении о божественном происхождении самодержавной власти. «Вот, например, монархия! - объяснял он одному из своих собеседников. - Вам она не нужна; мне она не нужна; но пока она нужна народу, мы обязаны ее поддерживать».

Царь считал, что самодержавное правление - лучший способ обуздать стихию саморазрушения и был полон решимости сохранить все прерогативы монарха. Он недвусмысленно заявил об этом вскоре после вступления на престол, принимая депутации дворянства, земств и городов. Ледяным душем для всех, кто питал иллюзии насчет предстоящих перемен, стали слова царя о «бессмысленных мечтаниях об участии представителей земств в делах внутреннего управления».

Николай II стремился не просто царствовать, но и править. Он с болезненной ревнивостью относился к своей власти. Поэтому во время его правления всех самостоятельных и независимых государственных деятелей ждала одна судьба: рано или поздно министр превращался в глазах монарха в соперника и попадал в опалу.

Император был и главой императорской фамилии. В конце XIX в. династия Романовых насчитывала более пятидесяти лиц обоего пола. Внутри царствующего дома существовала жесткая иерархия. На титул великого князя имели право только те из Романовых, чей отец или дед занимал царский трон. Правнуки императоров носили титул князей императорской крови, праправнуки имели тот же титул, но именовались уже не высочествами, а светлостями. К царствующему дому принадлежали также потомки от браков Романовых с представителями других владетельных европейских династий. Царской семье принадлежали удельные земли: 7,4 млн. десятин земли, разбросанные по 38 российским губерниям.

Большое влияние на политическую жизнь страны оказывал императорский двор, хотя в конце XIX - начале XX вв. он уже не являлся таким средоточием власти, каким был в XVIII в. Придворные чины, начиная с обер-гофмейстера и обер-шталмейстера и кончая камер-юнкерами, имели более полутора тысяч человек. Трудно было провести грань между царским двором и центральными органами управления, потому что практически все высшие сановники были причислены ко двору. Тем не менее всегда существовало соперничество между придворными и министрами. Зачастую придворный чин был почетной и выгодной синекурой, не связанной с выполнением каких-либо обременительных обязанностей. Огромным штатом придворных ведало Министерство императорского двора. Глава этого ведомства в силу близости к императору являлся одной из ключевых фигур государственной власти.

Придворный мир тесно соприкасался с бюрократической элитой. Высшим законосовещательным учреждением империи являлся Государственный совет. Его решения носили рекомендательный характер: царь мог утвердить мнение меньшинства членов Совета или полностью отвергнуть его. Александр III не доверял Государственному совету обсуждение серьезных законопроектов, Николай II также предпочитал рассматривать важные вопросы в узком кругу приближенных. Звания членов Совета предназначались в основном для отставных министров, генерал-губернаторов и других сановников. Вплоть до своего преобразования в 1906 г. «звездная палата», как иронически называли Государственный совет, была собранием сиятельных, но лишенных реальной власти старцев.

Сенат только по традиции именовался правительствующим. На самом деле это учреждение вот уже более века являлось высшей судебной инстанцией. Судебная реформа 60-х гг. превратила Сенат в кассационную и апелляционную инстанцию. Первый департамент Сената занимался «толкованием» и «разъяснением» законов и, по мнению критиков, злоупотреблял этим правом в период контрреформ 80-90-х гг. Сенат также осуществлял функции надзора за местными органами власти. По результатам сенаторских ревизий отрешались от должностей или попадали под суд нарушители законов из числа губернских чиновников. В годы борьбы с народническим движением в составе Сената было создано Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах, в котором прошли крупнейшие политические процессы 70-х гг. В Сенате служили опытные юристы, однако большинство сенаторов назначалось приблизительно по тому же принципу, что и члены Государственного совета.

Высшим органом исполнительной власти номинально считался Комитет министров. Однако этот орган не имел характера кабинета министров, а его председателя нельзя было сравнивать с премьер-министром в других странах. Комитет должен был «объединять» деятельность министерств. На деле каждый руководитель ведомства сохранял полную самостоятельность и имел право доклада непосредственно императору. На обсуждение Комитета министров выносилось множество мелких и рутинных вопросов.

В конце XIX в. в России существовало одиннадцать министерств: иностранных дел, внутренних дел, военное, морское, юстиции, финансов, путей сообщения, государственных имуществ, народного просвещения, императорского двора, а также государственный контроль. Становым хребтом всей системы государственной власти было Министерство внутренних дел, которому подчинялась вся местная администрация. Даже генерал-губернаторы и губернаторы, которые считались наместниками и представителями императора на местах, немало зависели от чиновников Министерства внутренних дел. Министерство также осуществляло контроль за органами земского и городского самоуправления.

Особого рода ведомством являлся Святейший Синод. Учрежденный в эпоху петровских преобразований, этот коллегиальный орган символизировал полное подчинение духовенства светской власти. С петровских времен сохранялся пост обер-прокурора, на которого возлагалась обязанность наблюдения за лояльностью высших церковных иерархов. Для него духовные особы были высокопоставленными чиновниками в рясах, обязанными неукоснительно выполнять его распоряжения. Обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев был одним из главным советников царя. Его считали главным вдохновителем реакции, наступившей с воцарением Александра III. Согласно легенде, перед смертью тот завещал своему сыну Николаю во всем слушаться Победоносцева, который считал демократическую форму правления для России чрезвычайно опасной.

Другим крупным государственным деятелем этого времени был министр финансов С.Ю. Витте. Пост, который он занимал в течение одиннадцати лет, позволил ему сосредоточить в своих руках нити управления всей экономикой империи. Помимо подразделений, занятых всевозможными сборами, пошлинами и акцизами, в его министерстве имелся департамент торговли и мануфактур, управляющий казенными заводами и осуществлявший контроль над частными промышленными предприятиями и торговыми заведениями. Министерство финансов ведало фабрично-заводской инспекцией, выдавало патенты на изобретения и усовершенствования, при нем были созданы Крестьянский поземельный и Дворянский земельный банки. В бытность С.Ю. Витте министром возглавляемое им ведомство проводило самостоятельную внешнюю политику, имело своих агентов за границей, располагало собственными вооруженными силами - корпусом пограничной стражи, собственным флотом и портами. С.Ю. Витте был последовательным сторонником промышленной модернизации России.

В своей отставке (в 1903 г.) С.Ю. Витте винил В.К. Плеве - одного из главных представителей консервативно-охранительного направления. Юрист по образованию, В.К. Плеве поначалу возглавлял департамент полиции, затем стал министром внутренних дел и шефом жандармов. При нем в департаменте полиции служили всего 125 чиновников, но это был лишь штаб целой армии полицейских, филеров и секретных сотрудников. Во всех губерниях, уездах, на железных дорогах существовали жандармские управления. Особые усилия

В.К. Плеве прилагал к тому, чтобы расширить сеть отделений по охране порядка и общественной безопасности, которые получили в народе название «охранок» и стали синонимом всей тайной полиции царской России. Он поддерживал «зубатовщину» - комплекс мер, разработанных начальником Московского охранного отделения СВ. Зубатовым, смысл которых заключался в том, чтобы поставить растущее рабочее движение под полицейский контроль. При Плеве тайной полиции удалось внедрить осведомителей практически во все революционные организации (один из них, Е.Ф. Азеф, стал главой боевой организации партии социал-революционеров и, увлекшись «двойной игрой», подготовил покушение на самого Плеве).

Плеве считал, что «если мы не в силах изменить историческое движение событий, ведущих к колебанию государства, то мы должны поставить ему преграды, дабы задержать его», и делал акцент на карательные меры. Тем не менее внутреннее положение империи становилось все более угрожающим. Либеральная интеллигенция и учащаяся молодежь открыто демонстрировали недовольство самодержавным режимом. Забастовки рабочих носили в основном экономический характер, но уже начали использоваться социал-демократами для выдвижения политических требований. Деревня тоже волновалась. Россия шла к первому в своей истории революционному потрясению. Незадолго до своей гибели В.К. Плеве говорил: «Если бы двадцать лет назад, когда я был директором департамента полиции, мне сказали, что в России возможна революция, я засмеялся бы; а теперь мы накануне революции».

 

2009-05-18 01:36:17 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика