Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 2

1.3. Государственный строй

Императорская власть. Важнейшим признаком абсолютизма является, как известно, неограниченная власть монарха, отсутствие органа (или органов), который хотя бы формально ограничивал его полномочия. В России условия для возникновения абсолютной монархии сложились в конце XVII в., и царь Алексей Михайлович был уже таким неограниченным монархом. Но самодержавие XVII в. еще сохраняло внешние формы сословно-представительной монархии. Преобразования первой четверти XVIII в. не только законодательно закрепили абсолютизм, но и создали соответствующую государственно-правовую систему.

Абсолютизм XVIII столетия прежде всего нашел свое выражение в новом, императорском титуле, который в 1721 г. после успешного окончания Северной войны Сенат торжественно «поднес» Петру I. Неограниченность императорской власти была закреплена в ряде законодательных актов. Так, толкование к ст. 20 Воинского устава гласит: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет, свои государства и земли, яко христианнейший государь по своей воле и благомнению управлять». Духовный регламент выражается еще более определенно: «Монархов власть есть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает».

Неограниченность императорской власти простиралась даже на время после его смерти. Изданный в 1722 г. Устав о наследии престола ввел завещательный принцип престолонаследия и установил право царствующего императора определять будущего наследника престола. Устав действовал до 1797 г., когда Павел I отменил его, установив, что престол должен отныне наследоваться по праву первородства по мужской линии.

Женщины могли получить право на российский престол только при пресечении мужского потомства императорского дома.

Абсолютная власть императора с наибольшим рвением защищала интересы того слоя, на который опиралась и поддержкой которого пользовалась, - дворянства. Дворянский характер монархии порождал, однако, опасность превращения императорской власти в послушное орудие в руках различных дворянских группировок. Эта опасность не раз возникала в XVIII столетии. Начало было положено в 1730 г., когда так называемые «верховники» попытались подчинить своему влиянию Анну Иоанновну. Речь, по сути, шла о том, чтобы заменить единоличную власть властью олигархической. Затем последовала эпоха дворцовых переворотов, некоторые из них были удачными. Но в целом российское дворянство равнодушно взирало на свержение одного монарха и возведение гвардией на престол другого, будучи уверенным в том, что кто бы ни находился на троне, его, дворянства, интересы будут надежно защищены. Это означало, что на протяжении всего столетия дворянство неизменно видело в абсолютистско-монархической власти наилучшую (из всех возможных) гарантию своему господствующему положению в обществе, а абсолютизм не давал ему серьезных поводов сомневаться в существующей форме правления, ее надежности.

Утверждение абсолютизма в России было связано с радикальными преобразованиями всей политической системы. Идеал рационального и справедливого государства, который вдохновлял Петра I, привел, однако, на практике к созданию полицейского государства по образцу западноевропейских абсолютистских монархий. При отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство не было связано ничем в ходе осуществления рационализации и модернизации, которые с неизбежностью приобретали принудительный, навязанный характер реформ сверху.

Сенат. К концу XVII в. Боярская дума окончательно потеряла свое значение и перестала созываться. Но потребность в органах, которые проводили бы в жизнь замыслы царя и с которыми при необходимости можно было бы «совет держать», осталась, что и обусловило создание в 1699 г. Ближней канцелярии и в 1711 г. пришедшего ей на смену Сената. Компетенция Сената, порядок работы, оформление его в качестве высшего государственного органа, состоящего непосредственно при императоре, определил указ 1722 г. «О должности Сената».

Сенат стал органом, который по поручению царя мог решать все вопросы внутренней политики. На него было возложено руководство финансами, мануфактурами, комплектованием армии, строительством, правосудием и т.д. С созданием в 1718 г. коллегий их президенты вошли в состав Сената. Во время отсутствия царя Сенат мог (от его имени) издавать законы, в том числе и такие, которые отменяли нормативные акты самого Петра I. Важной функцией Сената был надзор за деятельностью всех государственных учреждений и должностных лиц. Эти функции выполняли фискалы во главе с обер-фискалом. Сведения о нарушениях и злоупотреблениях, добытые фискалами, рассматривались в Расправной палате, которая затем докладывала результаты Сенату. Из других должностей, состоящих при Сенате, назовем генерал-рекетмейстера, принимавшего жалобы на неправильные действия коллегий, герольдмейстера, осуществлявшего контроль за прохождением дворянами военной службы. Особое место среди должностных лиц при Сенате занимали генерал-прокурор и его помощник - обер-прокурор, должности, учрежденные петровским указом в 1722 г. Генерал-прокурор являлся руководителем Сената и высшим должностным лицом среди других лиц, состоящих при Сенате. В качестве исполнительного органа при Сенате действовала его канцелярия.

После Петра I значение Сената начинает падать. Создаются новые высшие государственные органы, которые теснят его. В 1726 г. (при Екатерине I) был создан Верховный тайный совет (через четыре года ликвидированный Анной Иоанновной за попытку ограничить власть императрицы). В 1731 г. учреждается Кабинет министров, получивший самые широкие полномочия и поставивший под свой контроль Сенат, Синод и коллегии. После дворцового переворота Елизаветы (1741 г.) Кабинет был ликвидирован и Сенат вновь возглавил управление государством. После вступления России в Семилетнюю войну (1756 г.) была учреждена Конференция при высочайшем дворе, сосредоточившая в своих руках руководство сначала вопросами международной и военной политики, а затем и внутренним управлением государства. При Петре III высшим органом империи был Императорский совет. Что касается Сената, то в правление Екатерины II он окончательно превратился в высшую судебную инстанцию страны.

Состав лиц, входивших в эти высшие учреждения, определялся прежде всего близостью к трону и зависел от воли и расположения монарха. Данный тип учреждений, обладавших главным образом совещательными функциями, способствовал отбору людей, ориентировавшихся главным образом на карьеру, а не на интересы государства. Это способствовало процветанию режима фаворитизма, использованию огромных ресурсов государства в интересах личного обогащения. Поскольку в результате утверждения абсолютизма и ликвидации ранее существовавших форм социального контроля монарх оказался единственным источником власти, принятие политических решений в значительной мере перешло в сферу личных отношений и предпочтений. В этих условиях влияние социальных групп на управление могло осуществляться лишь через узкий круг приближенных лиц, которые в результате приобретают ключевую роль в принятии решений. Это позволяет понять функциональную роль фаворитизма как своеобразного политического института, а не видеть в нем лишь прихоть того или иного монарха.

Коллегии (центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления). Коллежская (коллегиальная) реформа, в результате которой в России возникли новые учреждения, имевшие четкие, систематизированные функции и общегосударственную компетенцию, была проведена в 1718-1720 гг. Прежде всего были созданы коллегии, обеспечивавшие основные направления внутренней и внешней политики. К их числу относились коллегия Иностранных дел, Юстиции, казенных сборов (Камор-коллегия), учета государственных средств (Ревизион-коллегия), государственных расходов (Штатс-контор-коллегия), Военная, Адмиралтейская (ведавшая делами флота), Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей) и две коллегии, управлявшие промышленностью (Берг- и Мануфактур-коллегии). При проведении реформы преимущественное внимание обращалось на структурную перестройку государственного аппарата и централизацию управления, формирование регулярной армии, упорядочение финансов и подчинение Церкви государству. Реформа стала важнейшей частью внутренней политики Петра I, направленной на ослабление и роспуск Боярской думы, разрушение прежней, приказной администрации и замену ее новой, позволявшей царю-реформатору полностью контролировать государственный аппарат и гарантировавшей ему поддержку регулярных вооруженных сил в случае открытого выступления консервативных элементов.

Новый порядок организации центральных правительственных органов предусматривал коллективное принятие решений большинством голосов в рамках каждого ведомства, что исключало (по крайней мере на первых порах) режим личной власти его руководителя. Важным преимуществом коллегий перед системой приказов было лучшее распределение функций. Наконец, в коллегиях существовала четкая иерархия.

Рационализации административной системы был посвящен ряд законодательных актов, регулировавших деятельность центральных учреждений. Наиболее общим из них был Генеральный регламент (1720 г.), представлявший собой устав деятельности всех государственных коллегий, канцелярий и контор. В нем определялись состав их членов, компетенция, функции, порядок деятельности, разделение обязанностей, структура и организация делопроизводства. В дальнейшем каждая коллегия получила свой регламент, конкретизировавший применительно к сфере ее компетенции общие нормы, изложенные в Генеральном регламенте. В результате коллегиальной реформы сложился централизованный и более четкий механизм управления государством.

Во главе коллегий стояли назначаемые императором президенты. Коллегии были подчинены Сенату. Каждая состояла из присутствия (общего собрания) и канцелярии. В 1722 г. для надзора за их деятельностью в каждую коллегию был назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору Сената.

Во второй половине XVIII в. большинство коллегий утратило свое значение. Их функции перешли главным образом к вновь созданным органам местного управления - губернским правлениям и губернаторам. Прежнее значение сохранили только коллегии иностранных дел, военная и адмиралтейская.

 

2009-05-18 01:35:35 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Яндекс.Метрика