Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 1

3. МОНГОЛО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ (XIII-XV ВВ.). ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

3.1. Возникновение империи Чингиз-хана

Огромную роль в исторических судьбах русского народа, народов Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Крыма и Поволжья сыграли разрушительные завоевания монголо-татар и созданные ими военно-феодальные государства чингисидов.

В XI - XII в. на огромных просторах Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена. Монгольское общество резко разделилось на феодалов-нойонов - родоплеменную военную аристократию, владевшую огромными стадами лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные военные дружины - нукеров, и простой народ - карачу, находившийся от феодалов в различных формах зависимости. Предводители отдельных племен, племенных групп и родов вели между собой ожесточенную борьбу за обладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стойбищами, за подчинение более слабых племенных и родовых подразделений. На рубеже XII - XIII вв. эта борьба привела к выделению самых сильных и влиятельных племен и их вождей, среди которых наиболее могущественным, непреклонным и жестоким был Темучин. В 1206 г. на съезде-курултае Темучин был избран общемонгольским ханом и получил имя Чингиз-хана. Все вожди-нойоны признали его власть над собой.

Став общемонгольским властителем, Чингиз-хан провел важную военную реформу. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородственному принципу - по племенам, родам, аилам - все способное к военному делу население (все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: «нет монгольского населения, а есть монгольское войско») было разделено на тьмы по 10 тыс. конного войска, во главе которых стояли ближайшие родственники хана и наиболее верные ему нойоны-темники, тысячники во главе тысячи воинов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, позволяла держать в повиновении собственный народ, подавлять сепаратистские амбиции родоплеменных вождей и осуществлять агрессивные походы против соседей. Для укрепления своей власти и усмирения непокорных Чингиз-ханом был создан десятитысячный корпус охранников - личная гвардия хана, состоявшая из особо доверенных и тщательно отбираемых лиц - сыновей господствующей военно-феодальной и чиновной аристократии. Одновременно с этим при Чингиз-хане стали действовать новые нормы права, получившие впоследствии наименование Великой Ясы Чингиз-хана, которая отличалась необыкновенной жестокостью наказаний за любой проступок против установленных правил. О силе власти Чингиз-хана свидетельствует путешественник того времени, агент римского папы, Плано Карпини: «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам». Укрепив таким образом военно-политическую организацию власти феодалов в монгольском обществе, Чингиз-хан приступил к осуществлению своих внешнеполитических захватнических целей.

Завоевательным походам Чингиз-хана в высшей степени благоприятствовала сложившаяся в странах Востока и Восточной Европы обстановка. Политическое положение в Китае, Средней Азии, Закавказье, на Руси - основных объектах монгольских завоеваний - характеризовалось наступившей повсеместно феодальной раздробленностью, отсутствием сильной центральной власти. Кроме того, монголы и невольно вовлеченные в орбиту их завоеваний кочевые народы при общей своей отсталости имели одно исключительно важное военное преимущество перед феодально развитыми оседлыми народами - многочисленное подвижное конное войско.

В 1215 г. полчища Чингиз-хана начали захват Китая. В течение 1219- 1221 гг. они разгромили владения Хорезмшаха в Семиречье и Средней Азии, прошли почти весь Казахстан, захватили Афганистан. В 1220-1223 гг. монголы осуществили поход через Персию на Кавказ. В это же время они разгромили половцев и впервые встретились с русским войском в битве при Калке. Завоевание Руси и ее княжеств монголы осуществили при преемниках Чингиз-хана - Батые и Берке в течение 1237-1254 гг. В процессе длительного и ожесточенного сопротивления русского народа монголы утратили свою наступательную мощь и не смогли реализовать своих планов по завоеванию Центральной и Западной Европы. Монгольские завоевания сопровождались безжалостным и варварским разрушением и сожжением городов, крепостей и поселков, истреблением и угоном в рабство огромных масс населения, установлением над побежденными жестокого гнета, режима систематического террора и организованного грабежа, осуществляемого посредством целого ряда государственно-принудительных мероприятий: дани, налогов, подарков, приношений, поставок лошадей и продовольствия, почтовой повинности, предоставления определенного количества воинов, искусных ремесленников и др.

Все завоеванные монголами территории с живущими на них народами и племенами Чингиз-хан рассматривал как подвластные ему и собственность его рода («золотого рода»). Возникло огромное государство - империя Чингиз-хана. Управление ею основывалось на двух принципах - родовом и военно-феодальном. Если родовой принцип, ведущий свое начало от исторически сложившейся родовой идеологии, должен был способствовать сохранению централизованного управления, то главный, решающий военно-феодальный принцип находился в полном противоречии с первым и очень скоро привел к распаду империи на самостоятельные уделы - улусы, которые в свою очередь сами стали распадаться на более мелкие владения. Военно-феодальный принцип складывался, развивался и укреплялся постепенно, по мере накопления монголами собственного управленческого опыта и использования ими многовекового опыта завоеванных феодальных государств Китая, Средней Азии, Персии, арабов, народов Закавказья, Руси.

Родовой принцип проявлялся в том, что улусные ханы-вассалы вынуждены были время от времени посылать Великому хану в Монголию (своему верховному сюзерену) часть награбленной добычи. В отдельных случаях вассальные правители, например грузинские цари и армянские князья, ездили в далекий Каракорум для получения от Великого хана ярлыков - грамот на владение своими улусами, а многие деспоты-узурпаторы, происходившие не из «золотого рода», вынуждены были держать при себе подставных ханов из рода чингисидов. Так поступали эмиры Средней Азии, Мамай в Золотой Орде, завоеватель, основавший собственную империю, эмир Тимур и др. Однако, как ни велико было значение родового принципа, империя Чингиз-хана в силу географических, социально-экономических, национальных и многих других причин не могла существовать как единое централизованное государство и быстро распалась на отдельные самостоятельные улусы. Военно-феодальный принцип полностью победил. Сам Чингиз-хан перед своей смертью (1227 г.) разделил управление империей между своими четырьмя сыновьями. Старшему - Джучи - был выделен самый дальний улус от реки Иртыш - Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший вскоре наименование Синей Орды, а у русских - Золотой Орды.

Главной военной опорой господства монгольских завоевателей являлись расселенные среди покоренных народов многочисленные монгольские и другие племена и роды, кочевавшие по степным и предгорным пастбищам и организованные по десятичной системе. Общими целями империи Чингиз-хана и самостоятельных военно-феодальных государств-улусов, образовавшихся после ее распада, являлись укрепление и увековечение господства потомков «золотого рода» чингисидов, многочисленных царевичей - членов этого рода, нойонов. Средствами и методами достижения этих целей стали:

1. Установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен.

2. Использование характерного для всех поработителей принципа: «разделяй и властвуй». Этот принцип нашел свое воплощение в предоставлении привилегий для монгольской знати, вождей кочевых племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, даней, поборов и т. п.

3. Создание большого финансового аппарата для систематического взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов.

4. Постоянная военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов.

5. Правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при господствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингиз-хана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций.

6. Относительная веротерпимость, поскольку монгольские феодалы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.

 

2009-05-18 01:33:23 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Яндекс.Метрика