Эвристика. Ч. 2
7. ИНДУКЦИЯ КАК УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Индукция (от лат. - наведение) - один из типов умозаключения и метод исследования, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к обобщающим выводам. На основе отдельных фактов индукции формируется гипотеза, которая должна выполнять объединяющую функцию для формулировки эвристического вывода. Таким образом, индукция в эвристике относится к одному из типов эвристических операций, но в некоторых случаях она может выступать и как основная стратегия эвристического поиска.
Впервые этих вопросов коснулся Фр. Бэкон, английский ученый и философ Нового времени. Он показал, что для познания реальной действительности мало делать выводы «по Аристотелю», т.е. выводить частные суждения из общих, но еще более важно уметь идти в обратном направлении - от частных суждений к общим. Основой такого подхода были опыт и эксперимент, т.е. индуктивная процедура знания. Она добавляет к классическим правилам и операциям следующие:
- эмпирические наблюдения;
- тщательный сбор фактов;
- эмпирическое изучение проблемы;
- введение экспериментальных методов;
- корреляцию фактов;
- разработку решающих экспериментов.
Исследуя явления действительности, наблюдая и изучая отдельные ее объекты и события, люди приходили к обобщенному знанию. В мышлении этот процесс познания совершался индуктивно. От единичных суждений человек шел к общим, в которых выражалось знание общей закономерности. Индуктивная форма умозаключения зародилась с первыми трудовыми навыками. Общее понимание индукции конкретизируем рассмотрением ее некоторых видов.
Полная индукция - вид индуктивного умозаключения, в результате которого делается общий вывод о всем классе объектов на основании знания обо всех без исключения объектах этого класса.
Пример:
Натриевая селитра хорошо растворима в воде.
Калиевая селитра хорошо растворима в воде.
Аммиачная селитра хорошо растворима в воде.
Кальциевая селитра хорошо растворима в воде.
Это все известные селитры.
Вывод: все селитры хорошо растворимы в воде.
Знания, полученные в результате полной индукции, основанной на истинных посылках, вполне достоверны. Однако полная индукция не дает знаний о других объектах, которые не встречаются в посылках. Но, несмотря на это, полная индукция имеет некоторое значение. Значение полной индукции: не вооружая нас знанием о новых предметах, которые нам неизвестны, она раскрывает рассматриваемые предметы в некотором новом отношении.
Неполная индукция - вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой-либо общий вывод обо всем множестве объектов на основании знания лишь некоторых объектов данного множества.
Пример:
Гелий имеет валентность, равную нулю.
Неон имеет валентность, равную нулю.
Аргон имеет валентность, равную нулю.
Вывод: все инертные газы имеют валентность, равную нулю.
Неполная индукция называется также расширяющей индукцией, так как функции неполной индукции состоят в расширении знания об объекте (в своем заключении неполная индукция содержит расширенную информацию), повышении объема информации по сравнению с исходными посылками. Тем самым неполная индукция более продуктивна в эвристическом смысле, чем полная индукция, так как в ней на основе наблюдения некоторого количества известных фактов приходят к выводу, который распространяется и на другие факты, еще не известные нам. Это распространение в общем случае носит эвристический характер, т.е. характер догадки о какой-то закономерности или наличии какого-то факта. При этом окончательная истинность в каждой научной области доказывается своими специфическими способами.
Неполная индукция через простое перечисление, в котором не встречается противоречащих случаев (популярная индукция), - это индукция, когда из знания того, что некоторым отдельным объектам, которые нам удалось наблюдать, присущ один и тот же признак, мы делаем вывод о том, что всем объектам данного класса присущ этот признак, на том основании, что во время изучения не встретилось ни одного предмета данного класса, у которого не было бы этого признака.
Пример:
Железо - твердое тело.
Медь - твердое тело.
Цинк - твердое тело.
Золото - твердое тело.
Алюминий - твердое тело.
Вывод: все металлы - твердые тела.
В результате получился ошибочный вывод, так как, например, ртуть - металл, но она является жидким телом. Поэтому индукция через простое перечисление иногда называется популярной индукцией и считается самым ненадежным видом неполной индукции. Над выводами, полученными с помощью такой индукции, висит угроза в виде ошибки поспешного обобщения.
Творческое мышление можно представить протекающим по такой схеме.
1. Осознание проблемы. Часто связано с эмоциональной реакцией (удивления, затруднения), которая затем выступает как причина, заставляющая внимательно рассмотреть ситуацию. Завершается постановкой вопроса.
2. Выработка гипотезы. Это центральное звено процесса, скачок от неизвестного к известному. Здесь, как и на первом этапе, важен прошлый опыт. Этап заканчивается формулировкой рабочего понятия.
3. Проверка решения. При благоприятных условиях гипотеза становится истинным знанием, отдельные догадки - техническими решениями.
Всякое научное познание проходит через три ступени: начинается с единичного (Е), поднимается к особенному (О) и завершается всеобщим (В). Это можно представить схемой:

Таким образом, мысль движется от опытного установления отдельных фактов (Е), затем переходит к их первичной систематизации (О) и завершается установлением всеобщей связи между найденными ранее частями, т.е. всеобщим законом (В).
2009-05-16 02:52:51 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |