Эвристика. Ч. 1
6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Внутренние закономерности эвристической деятельности как упорядоченной системы мыслительных операций позволяют рассматривать эвристику как дидактику - особую систему научения, направленную на усвоение обучаемым нового знания. Специальной разновидностью эвристики является педагогическая эвристика - теория обучения эвристической деятельности, или дидактическое направление эвристики, изучающее принципиальные закономерности построения новых для обучаемого действий в учебных ситуациях с целью развития продуктивно-познавательных качеств мышления.
Подобный подход к пониманию педагогической эвристики базируется на трёх основных принципах:
- принцип научной связи позволяет рассматривать педагогическую эвристику как структурную подсистему эвристики и соответственно трактовать ее основные понятия и методы;
- принцип дидактической самостоятельности предписывает рассматривать педагогическую эвристику как самостоятельную, т.е. относительно не зависимую от общей эвристики дидактическую систему, обладающую всем набором средств и возможностей для полноценной самостоятельной организации обучения принципам и методам эвристической деятельности;
- принцип взаимосвязи в развитии позволяет рассматривать педагогическую эвристику как формализацию теоретического уровня эвристики в системе исследования эвристической деятельности.
Пренебрежение этими основополагающими принципами может привести либо к пагубному отрыву педагогической эвристики от общей эвристики, либо к недооценке ее роли как самостоятельной подсистемы эвристики и, следовательно, к полному смешению ее с общей эвристикой. В первом случае педагогическая эвристика может отождествляться с общей методикой решения задач в противоположность специальным способам решения отдельных типов задач. Во втором случае педагогическая эвристика отождествляется с общим процессом построения и организации продуктивного творческого мышления, в силу чего устраняется всякое основание для существования педагогической эвристики как самостоятельной системы и для понимания ее связи с общей эвристикой.
Правильное понимание взаимосвязи эвристики с ее педагогической, или дидактической, подсистемой сводится к следующему: педагогическая эвристика пользуется имитацией эвристической деятельности. Таким образом, в ее основе лежит моделирование учебных ситуаций, которые не всегда имеют прямое и непосредственное отношение к реальной действительности. Имитационным аналогом реального объекта в системе педагогической эвристики служит ключевое слово - моделирующий термин, функционально равнозначный реальному объекту действительности, который подлежит первоочередному исследованию.
Следовательно, педагогическая эвристика, используя принципиальные положения общей, или научной, эвристики, выступает как самостоятельная разновидность эвристики, реализующая ее общие закономерности в ходе учебного процесса. Учебный процесс выступает как организация целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, которое имеет целью усвоение нового знания и методики его применения.
При оценке учебного процесса следует иметь в виду два принципиально важных обстоятельства. С одной стороны, педагогическая эвристика пользуется теми же самыми правилами и методами, что и общая эвристика. Это значит, что учебный процесс детерминирован объективными закономерностями эвристического мышления, которые не могут быть произвольно изменены применительно к тем или иным учебным ситуациям. С другой стороны, педагогическая эвристика, будучи относительно самостоятельной в методико-дисциплинарном отношении, не должна механически копировать структурные и ситуационные особенности общей эвристики, т.е. не должна покидать рамок нормативного процесса формирования продуктивного мышления; вместе с тем она призвана обеспечить творческий характер учебного моделирования эвристических ситуаций.
Решение первой задачи обусловлено дидактическими закономерностями учебного процесса, т.е. закономерностями, регламентирующими учебный процесс и оказывающими на него объективное воздействие вне зависимости от того, насколько они принимаются во внимание обучающим и обучаемыми.
Решение второй задачи обусловлено тем, что учебный процесс не является механически и жестко регламентированным набором эвристических ситуаций, т.е. представляет собой не статическую, а динамическую систему. Это означает, что учебный процесс может быть обогащен с практически бесконечной степенью разнообразия за счет привлечения и использования методов и практических результатов из других областей знания, которые так или иначе изучают закономерности развития и применения человеческого мышления. Естественным и первостепенным источником заимствований выступают науковедение, информатика, кибернетика, социология и другие научные области, не связанные непосредственно с процессом обучения, но способные значительно обогатить его теорию и практику.
Итак, дидактическая сторона, выступая объективной и необходимой структурно-методологической основой учебного процесса, не может, разумеется, исчерпать его в содержательном отношении, а также не в состоянии регламентировать многообразие используемых практически-прикладных ситуаций.
Все перечисленные выше особенности педагогической эвристики могут быть сведены воедино и суммированы следующим образом.
Педагогическая эвристика, выступая как дидактическая подсистема общей эвристики, призвана руководствоваться принципом единства учебной и обучающей деятельности. Тем самым передача знаний и процесс их усвоения должны быть системным образом упорядочены, но вместе с тем открыты для разностороннего развития: этим самым осуществляется синтез дидактики как нормы обучения и творческого применения ее правил в ходе учебного процесса. Целью процесса обучения является формирование у обучаемых системы методов и практических навыков эвристического мышления, что позволяет им вести самостоятельную исследовательскую и эвристическую деятельность с использованием основных элементов научного поиска и прогнозирования.
Особым, но немаловажным аспектом педагогической эвристики является организация учебного процесса как целостного учебно-воспитательного акта, призванного воздействовать не только на интеллектуальную сферу обучаемого, но на его личность в целом. Таким образом, сверхзадачей педагогической эвристики выступает не просто формирование определенной системы знаний и навыков, но воспитание, формирование и всестороннее развитие личности, тождественное формированию определенной картины мира. Достижение этой цели позволяет обеспечить продуктивную и систематическую трансляцию знаний, а также всеобъемлющий и плодотворный междисциплинарный научный обмен.
2009-05-16 02:44:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |