Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

5. ТЕОРИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Интеллектуальная деятельность состоит из решений, которые представляют собой проблему выбора между несколькими способами поведения на основе сравнительной оценки по определенному критерию оптимальности - наиболее предпочтительного с функциональной точки зрения действия, направленного на достижение лучшего из возможных результата. На выбор может влиять мнение окружающих людей, взаимосвязь случайных обстоятельств, желаемая цель и возможность ее быстрого достижения и т.п.

Теория принятия решений дает систему рекомендаций по выбору альтернатив на основе анализа имеющейся информации. В частности, в ней рассматриваются ситуации, когда человек вынужден принимать решения и действовать, хотя понимает, что достаточной информации об условиях и объектах деятельности у него нет. Теория принятия рациональных решений осуществляет попытку ответить на два основных вопроса конкретной проблемы:

- какая информация существенна для данного выбора;

- какие методы сопоставления применить к имеющейся информации, чтобы перейти к правильному выводу.

Теория решений группирует все принимаемые человеком решения на три типа: дедуктивные, абдуктивные и индуктивные. Дедукцией называется способ умозаключения, означающий выведение утверждения из одного или нескольких других. Индукция - это способ умозаключений, означающий возможность перехода от единичных фактов к обобщению.

Дедуктивные решения отличаются полной определенностью и представляют собой процесс выведения некоторых утверждений (следствий) по правилам и законам логики. Дедуктивные решения рассматривает теория строгих решений, которая является упорядоченной совокупностью алгоритмически определенных решений.

Абдуктивные решения рассматриваются в классе строгих и эвристических решений Значит, их рассматривает не только теория строгих, но и теория эвристических решений. Последняя является интуитивно-вероятностной методикой решения задач независимо от их предметной области. Абдуктивные решения достаточно неопределенны и представляют собой процесс выявления наиболее вероятных исходных утверждений из некоторого заключительного утверждения на основе обратных преобразований. Абдуктивные решения строятся на широком использовании прошлого опыта. Примером абдуктивного решения может служить процедура измерения температуры тела с помощью градусника или анализ хозяйственной деятельности предприятия. В обоих случаях по результатам выявляются наиболее вероятные исходные утверждения. Так, в примере с градусником можно не заметить, что трубка со столбиком ртути передвинулась относительно шкалы градусника и в результате получилось неверное представление о температуре тела. При анализе хозяйственной деятельности по ее результатам пытаются восстановить причины, но при этом различные причины могут вызвать одинаковый результат. Таким образом, принимающий абдуктивное решение может не осознать его неопределенность.

Индуктивные решения - типичные эвристические решения, которые отличаются большой неопределенностью и представляют собой процесс нахождения наиболее вероятных механизмов действия при решении задачи на основе сопоставления исходной информации с заданной целью. Индуктивные решения содержат наиболее характерные эвристические качества.

Оба крайних метода решений - алгоритмический (строгий) и эвристический - относятся к равноправным классам взаимодополняющих методов, и какое-либо пренебрежение к одному из них недопустимо из-за их практической значимости. Но между ними есть принципиальное различие, которое заключается в степени определенности и надежности. Так, при наличии решения строгие методы всегда приводят к решению, а эвристические могут не найти решение даже при его существовании. Отсутствие для поставленной задачи алгоритмического решения диктует необходимость применять эвристические методы. С позиции теории решения задач четкую границу провести трудно. По мере развития теории многие эвристические методы решения формализуются, приобретают необходимую строгость и переходят в класс алгоритмических.

Основой теории эвристических решений является попытка определения мыслительных процессов через некоторые акты, или операции по переработке информации (операцией называется целенаправленное действие). Такое определение процессов переработки информации человеческим мозгом называют операциональным. Эвристические операции выражают общие закономерности организации поиска решения задач независимо от конкретных и содержательных особенностей. Такой подход осуществляет рассмотрение элементарных информационных процессов и правил сочетания их в сложные комплексы. Информационный подход позволяет:

- довести психологические теории до высокого уровня строгости;

- изучив механизм восприятия, мышления и поведения, реализовать их (например, в кибернетике и педагогической эвристике), понимая интеллектуальную деятельность как информационный процесс.

Понимание механизмов информационных процессов существенно зависит от системности их исследований: от начальных механизмов ребенка (7-8 лет) до сформировавшихся механизмов функционирования мышления взрослого человека в процессе продуктивной интеллектуальной деятельности. Выявление начальных механизмов такой деятельности строится на следующем понимании поведения человека, которое определяется:

- наследственностью и зависимостью от нее строения органов и нервной системы;

- влиянием жизненных событий;

- окружающей средой, с которой человек находится во взаимосвязи.

Операция - это прежде всего мыслительное действие, направленное на достижение некоторой цели, а весь мыслительный процесс можно интерпретировать как преобразование исходной структуры под действием совокупности операций, образующих усеченный ветвящийся процесс. Из этого можно заключить, что абстрактные механизмы восприятия, мышления и поведения функционально подобны некоторым операциям, проводимым с иерархическими структурами и ветвящимися процессами.

При рождении человек получает генетически определенную начальную организацию, которая позволяет ему адаптироваться к окружающей среде. На этом этапе, до завершения переходного возраста, происходит изменение нервных структур. К моменту созревания у ребенка образуется некоторая совокупность механизмов, позволяющая решать возникающие перед ним задачи путем выявления закономерностей окружающей среды. Ребенок может предвидеть результаты своей деятельности, ставить цель, принимать решения. Дальнейшее взаимодействие со средой совершенствует начальные механизмы, т.е. среда выполняет обучающие функции в процессе решения конкретных задач. Учитывая это, можно выявить общие механизмы переработки информации, знание которых позволяет прогнозировать человеку свое поведение в новых ситуациях.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика