Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

4. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Одной из основных отличительных черт человека является присущая только ему осознанная и целенаправленная деятельность, которая представляет собой активное взаимодействие человека с объектами окружающей действительности.

Основными составляющими элементами любой деятельности являются:

- мотивы, которые побуждают человека к деятельности;

- цели как результаты деятельности;

- средства, с использованием которых осуществляется деятельность. Простой элемент деятельности - действие.

Структурными звеньями действия выступают: цель действия, способ действия и результат действия.

В процессе своей интеллектуальной деятельности человек осознал необходимость находить оптимальный путь достижения цели. Для этого использовались возможности науки, но и это не всегда помогало, потому что приходилось решать проблемы, не поддающиеся, по разным причинам, алгоритмизации. Поэтому на помощь приходили опыт, интуиция и воображение, которые иногда позволяли находить новые пути и методы решения. Так, в процессе своей деятельности человечество стремилось создать различные приемы выработки наилучших решений для различных конкретных ситуаций. Эти приемы основывались не только на логике, но и на неформальных свойствах мышления (воображении, интуиции, противопоставляемых логическим способам мышления), наиболее отчетливо проявляемых в эвристических его функциях.

Существенное значение для эвристической деятельности имеет интуитивная деятельность, результаты которой предшествуют их систематическому обоснованию логическими средствами. Интуитивная деятельность является бессознательной формой психической деятельности, которая использует временно неосознаваемую и тем самым исключенную из активной работы сознания информацию. Однако за способностью внезапно «угадывать» результат или способ его получения на самом деле стоят накопленный опыт и приобретенные ранее знания. Природа интуиции основана на повторении умозаключений как мыслительных действий, которые становятся навыками мышления. Ряд близких навыков, давая взаимный положительный перенос и усилие, обобщаются в интуицию.

Таким образом, объективно существующие процессы обработки информации, которые называют мышлением, могут в некоторые промежутки времени протекать так, что человек не отдает себе в них отчета, не осознает их. В то же время протекают они по тем же законам, что и осознанное мышление. В подсознании могут быть решены очень сложные мыслительные задачи, сделаны важные открытия и изобретения (технические открытия). При этом сам процесс обработки информации не осознается человеком, а проявляется в сознании лишь его результат, поэтому на нем фокусируется все внимание.

Роль подсознания значима во всякой интеллектуальной деятельности. Однако необходимо учитывать, что интуитивная деятельность является разновидностью эвристической, поэтому может вырабатывать и ложные гипотезы. Для уменьшения вероятности появления таких гипотез необходимо учитывать типичные ошибки интуиции. Одна из самых распространенных - игнорирование законов математической статистики, в частности, неправильная оценка случайности. Интуиция склонна рассматривать последовательность в случайных событиях как самокорректирующийся процесс, в котором отклонение в одну сторону влечет за собой отклонение в другую для восстановления равновесия. На самом же деле отклонения не исправляются, а скорее «разбавляются» в ходе процесса.

Другая разновидность эвристической деятельности - воображение. Воображение не есть привилегия немногих выдающихся людей. Оно также не является соперником науки, а скорее ее союзник в продуктивной интеллектуальной деятельности.

Теперь перейдем к характеристике воображения как специфической функции мышления. Восприятие позволяет человеку создавать образы настоящего, память - прошлого, воображение позволяет это сделать в отношении будущего. Стремление заглянуть в будущее присуще человеку и обусловлено самой природой мыслительного процесса. Поэтому воображение - одно из условий продуктивного мышления - возникает в практической деятельности человека, которая без него не могла бы быть целесообразной и плодотворной, поскольку всякий процесс труда начинается с идеального представления о конечном результате.

В психологии воображение классифицируется по степени:

- преднамеренности (произвольное и непроизвольное воображение);

- активности (воспроизводящее и творческое воображение);

- обобщенности образов (воображение научное, изобретательское, художественное, религиозное и т.д.).

Продуктом воображения является идеал как образ должного и мечта как образ желаемого.

В практическом аспекте воображение можно дифференцировать на три типа:

- логическое воображение выводит будущее из настоящего с помощью формально-логических преобразований. Но действительность не всегда развивается по законам формальной логики, и поэтому этот тип воображения служит лишь одним из инструментов;

- критическое воображение ищет, что именно в современной науке, технике, общественной жизни и т.д. нуждается в изменении;

- творческое воображение рождает принципиально новые идеи и представления, ему принадлежит решающая роль в развитии цивилизации.

Успех воображения зависит от глубины знания закономерностей развития интересующего объекта, от умения выявить направление дальнейшего развития этого объекта и от того, насколько ясно осознана цель исследования. Таким образом, специфическая функция воображения состоит в способности видеть действительность так, как она не может быть увидена при обычном восприятии. Воображение ставит своей целью явственно увидеть то, что от нас далеко, то, что затемнено. Имеется в виду не только история, литература, география, основы естественных наук; геометрия и арифметика также содержат много такого, что можно понять лишь с помощью воображения.

Рассмотренные свойства и функции воображения позволяют определить его место в эвристической деятельности человека. Прежде всего само воображение выполняет эвристические функции, устанавливая связь между настоящим, существующим объектом и его состоянием в будущем, видоизмененном образе, который является целью. Таким объектом может выступать и учебная задача как информационная система, преобразование которой происходит на основе воображения и результатом которого может стать гипотеза решения. Достаточно развитое воображение представляет основу последующего продуктивного мышления специалиста. Поэтому изобретение - это логический эксперимент в сознании, возможный у людей с богатым воображением. Огромное значение развитого воображения в творческой деятельности отмечают многие исследователи в области изобретательства. Развитое воображение во многом определяет эвристическую деятельность.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика