Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

13. ПРОБЛЕМЫ, РЕШАЕМЫЕ В ЭВРИСТИЧЕСКОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные исследования проблемы интенсификации умственного развития в учебной деятельности хорошо освещают одну из ее сторон -активизацию познавательного процесса, которая является начальным этапом познания и направлена на понимание задачи как цели. Другая составляющая проблемы - способы организации мыслительной деятельности для достижения цели и получения продукта учебной деятельности - решается в дидактической системе педагогической эвристики и на ее основе в частных методиках.

В теории обучения творческий подход к овладению знаниями рассматривается в связи с использованием исследовательского принципа - эвристического поиска (системы эвристических действий, направленной на получение нового знания), разработкой проблем активности и самостоятельности учащихся и внедрением проблемного обучения.

Учебное исследование - это особый вид интеллектуально-эвристической деятельности учащихся, который предполагает самостоятельность в поисках субъективной новизны продукта теоретических и экспериментальных знаний (т.е. в переоткрытии новых знаний) с применением эвристических правил (эвристическое правило - элементарная единица методологических средств, содержащая рекомендации по выбору возможного действия в условиях альтернативного поиска) и эвристических приемов (взаимосвязанных применений эвристических правил для достижения цели).

В процессе учебного исследования происходит взаимодействие следующих компонентов:

1. Объекта исследования (предметы, явления окружающей действительности, физические и социальные законы и т.п.).

2. Субъекта исследования (отдельный студент, коллектив учащихся).

3. Руководителя исследования (тьютор).

4. Методов исследования: экспериментального и теоретического. Учебные исследования могут проводиться на экспериментальном и

теоретическом уровнях:

1. Экспериментальные учебные исследования - самостоятельные эмпирические исследования в виде лабораторного или производственного эксперимента или в форме наблюдения, в результате которых исследователь получает новые явления и новые экспериментальные факты.

2. Теоретические учебные исследования - исследования объекта на основе имеющихся теоретических знаний в направлении, идущем от теории к идеям и гипотезам, закономерностям, законам и следствиям с возникновением на отдельных этапах творческих догадок, озарений, находок.

К результатам учебного исследования можно отнести:

- продукт исследования, полученный в результате переноса знаний при установлении связей между разнохарактерными исследованиями (отличается глубиной, содержательностью и сущностными признаками исследуемого явления);

- продукт учебного исследования, имеющий прикладное значение, являющийся обобщением опорных знаний, служащий развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний. Процесс его получения в новых условиях максимально самостоятельный, носит проблематичный характер, учитывающий формирование умений преобразовывать имеющиеся знания;

- продукт учебного исследования, отражающий наиболее полно процесс творческого познания с рациональным изложением его результата.

В ходе эвристической деятельности учащиеся должны самостоятельно выполнять задания с элементами исследования, выдвигать гипотезы, идеи, осуществлять поиск в ходе эксперимента, принимать решение по выбору пути исследования, теоретически обосновывать полученные результаты, т.е. использовать эвристические стратегии (эвристическая стратегия - возможный рациональный способ достижения цели).

Эвристические умения относят к сфере высших интеллектуальных процессов - это такие мысленные и физические действия, которые способствуют управлению производимой деятельностью, организации поиска решения, научному принятию решений и использованию эвристических систем (систем действий по поиску новой информации для достижения цели).

Эвристические умения применяют при использовании ассоциативного мышления, при комбинированной деятельности (интуиция, комбинаторика) и т.п. Комбинаторная способность человека - это сфера высшего интеллектуального процесса. Она устанавливает взаимодействие с побочным продуктом деятельности и посредством интуиции обеспечивает его перевод в прямой продукт творчества. В учебно-познавательной деятельности это называется мысленной перегруппировкой исследуемых объектов.

В эвристической учебно-познавательной деятельности можно выделить структуру обобщенных эвристических умений и представить ее следующим образом:

- умения приводить в систему знания об окружающей действительности и знания о деятельности в ней;

- самостоятельное преобразование уже имеющихся данных, знаний, освоенных ранее способов деятельности и т.п.;

- осуществление технологического мышления (самостоятельно определять рациональный порядок своей деятельности, выбирать наилучший способ действий);

- использование научного подхода к принятию решений.

Отличие эвристической познавательной деятельности от других видов учебной деятельности состоит в том, что учеников (студентов) не обучают непосредственному овладению теми или иными действиями, приемами, операциями, а создают такие условия в учебной работе, которые требуют особого деятельного состояния ума, приводящего к необходимости использования нестандартных способов. Ученик находится в сложной ситуации, в первый момент не вполне для него определенной, психологи называют это психологической напряженностью. Психологическая напряженность обусловливается характером деятельности: встреча со сложным заданием и неопределенность в поиске решения, установленный лимит времени на выполнение задания и, как следствие, увеличение темпа умственной работы для его выполнения, совмещение деятельностей, интенсивность обработки дополнительной информации. Перечисленные компоненты соответствуют интеллектуально-эвристической деятельности. Из приведенных рассуждений вытекает важный вывод: познавательный процесс будет полноценно эвристическим в том случае, если кроме эмоциональной сферы учащегося (настроения радости, удивления, внимания к объекту) и проявления познавательной потребности - интереса, преподаватель сможет создать и поддерживать необходимое время «давление» в познавательной деятельности, инструментом которого является психическая напряженность. Психологической напряженности сопутствует интеллектуальная активность, характеризующаяся степенью интеллектуальных усилий, затрачиваемых на процесс поиска неизвестного знания или способа действия. Такая организация учебного процесса должна привести к развитию творчески мыслящего ученика.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика