Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социология управления

4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

4.1. Организационно-кадровая функция

Оценка кадров управления - результат анализа и выявления по определенной методике качественного состава руководителей и специалистов, степени их соответствия современным требованиям, предъявляемым к работникам аппарата управления. Субъектами оценки могут выступать: руководитель, отдел кадров, общественный орган. Наиболее объективную и всестороннюю оценку дает экспертная комиссия, состоящая из представителей администрации и общественных организаций. В экспертную комиссию по оценке руководителя могут включаться его подчиненные. Критериями оценки являются конкретные результаты труда работника по выполнению возложенных на него функций, а также наличие и степень реального проявления гражданских, нравственных, деловых и личностных качеств в процессе его трудовой и общественной деятельности. При оценке руководителя важнейшим критерием являются также результаты труда возглавляемого им коллектива на основе принятых показателей его деятельности.

Система работы с кадрами управления - совокупность логически и организационно взаимосвязанных практических действий, процессов и операций, призванных обеспечить реализацию целей и принципов, выдвигаемых кадровой политикой.

В общем виде в системе работы с кадрами управления можно выделить два направления. Первое направление - включает анализ требуемого количества профессий и должностей и необходимой квалификации работников, вопросы подбора, оценки, расстановки и повышения их квалификации. Это собственно система работы с кадрами управления (в узком смысле). Второе направление включает изучение вопросов организации работы, аттестации, оплаты и стимулирования труда. Решение этих вопросов обычно именуется научной организацией труда в аппарате управления.

Исходным элементом решения вопросов собственно системы работы с кадрами управления является четкое определение целей, принципов, методов механизма управления. Это позволяет установить необходимый объем работы по управлению, виды этой работы, функции управления с учетом требований их системного единства, что, в свою очередь, позволяет определить общее число работников в аппарате управления, структуру и число каждой должностной и профессиональной группы, т.е. штатное расписание; определяются требования, которым должны соответствовать отдельные категории работников. На этой основе осуществляется формирование кадров аппарата управления - их подбор, расстановка, подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка, воспитание, периодическая оценка и аттестация.

4.2. Функция принятия решения

Социальное управленческое решение - функция осуществления управленческого воздействия; способ выражения управленческих отношений. По своей сути социальное управленческое решение есть разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений, регулирования их в конкретно-исторических условиях.

Качественная специфика социального управленческого решения заключается в стабилизации социального объекта, непосредственной регуляции связей между людьми, в оказываемом воздействии на положение и роль человека в обществе, коллективе, на всех уровнях социальной организации. Социальное управленческое решение распространяет свое действие на потребности и интересы человека, определяет содержание и направленность его деятельности.

Классификация управленческих решений осуществляется по различным основаниям. Главным из них является структура объекта социального управления. Она в первую очередь определяет содержание деятельности субъекта управления, его организации, принимаемых ими социально-управленческих решений.

С точки зрения содержания, направления и специфики жизнедеятельности общностей людей социальные управленческие решения выявляют особенности развития сфер общественной жизни, отраслей народного хозяйства, половозрастных, этнических, других групп населения. По временному охвату развития общности выделяются долгосрочные (перспективные), среднесрочные, оперативные управленческие решения. По социальной значимости для общности людей социальные управленческие решения носят стратегический, тактический, непосредственный характер. Имеются и другие виды социальных управленческих решений, критерии, позволяющие отделить их друг от друга, - отличие их места и роли в системе общественных отношений, специфика интересов, которые регулируются этими решениями.

Основанием для классификации социальных управленческих решений является также структура их субъекта. Особенности организации разработки социальных управленческих решений позволяют выделить среди них единоначальные, коллегиальные, коллективные и общественные. В отличие от единоначальных решений субъектами коллегиальных решений являются группы специалистов и руководителей, представляющие как один, так и несколько органов управления. Коллективные решения есть продукт деятельности коллектива, всей или части организации, учреждения, ведомства, их представительных органов. Общественные решения - это решения граждан, принимаемые на собраниях, сходах, референдумах. По субъекту управления социальные управленческие решения подразделяются на общегосударственные, местные, решения общественных, политических организаций, трудового коллектива.

Специфика самого социального управленческого решения, характер осуществляемого им воздействия также являются основанием классификации решения. Существуют решения административного, экономического, морального характера. Социальные управленческие решения могут носить директивный и рекомендательный характер. Первые - строго обязательные для исполнения. Рекомендательные решения не имеют обязательной силы.

Вероятностное значение управленческих решений - означает, что в принятии управленческих решений в социальной сфере невозможно в каждый данный момент получить точные сведения о всех процессах, которые в данное время происходят, во всех деталях предвидеть будущее их развитие. Это обусловлено сложностью социальных объектов, множественностью внутренних и внешних факторов их изменений и развития. Более полному учету вероятностного характера управленческих решений способствуют данные социально-экономических, социально-демографических, конкретных социологических исследований общественной жизни.

Прогнозирование - главная функция управления, которая во многом определяет его эффективность. Однако вероятностный характер всякого прогноза ограничивает его точность и оставляет место непредвиденному. Оно может проявиться по-разному, но в целом фактически неизбежно. Таковыми его делают ограниченность возможностей прогнозирования и сложность организации.

Разнообразие непредвиденных явлений велико. Большую группу составляют явления, принципиально непереводимые на уровне современного знания управления. В следующую группу входят явления, непредвиденные вследствие частных недостатков прогнозирования, ошибок, низкой квалификации и прочее. Далее назовем непредвиденные последствия самих управленческих решений, то есть своего рода побочные продукты управления. Возможны и другие классификации: по времени (внезапные, нарастающие), по степени контролируемости (поддающиеся регулированию и неуправляемые), по значению организации (благоприятные и вредные), по происхождению (имеющие внешний источник и внутренний) и т.д.

Управленческий риск - сознательное принятие решения, последствия реализации которого не вполне предсказуемы: могут быть как положительными, так и отрицательными. Различают риск разумный и неразумный. Риск неразумен, если решение принимается «вслепую»: развитие ситуации после принятия избранного варианта решения практически непредсказуемо. Управленческий риск означает, что, принимая данное решение, руководитель и коллектив могут со значительной долей уверенности предсказать поведение большинства элементов системы, хотя поведение некоторых из них предсказать нельзя, и в этом заключается риск. Сложные перспективные решения зачастую связаны с риском, однако без него управляемая система обречена на застой. Уверенность руководителя в себе, его умение убеждать, завоевывать достаточное количество единомышленников играют важнейшую роль в принятии и реализации смелых решений с разумным риском.

Контроль управления - один из необходимых этапов управленческого цикла, назначение которого - выявление отклонений величины фактических параметров управляемой системы от желаемых (цели, задания, нормы и т.д.). В социальном управлении контроль является средством воздействия, позволяющим не только выявлять, но и предупреждать отклонения, ошибки. Контроль выступает заключительным этапом процесса управления и рассматривается как элемент деятельности любой системы управления, любого управленческого работника. Важнейшие взаимосвязанные принципы контроля - объективность и независимость. Объективность обусловливает возможность оценки реального состояния системы, а независимость - способность субъектов контроля осуществить такую оценку.

 

2009-05-16 02:38:41 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика