Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социология управления

5.2. Методы социального управления

Метод социального управления - способ или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия, организации и контроля за выполнением управленческих решений. Методы социального управления подразделяются по характеру воздействия на сознание, волю и интересы людей. Выделяют четыре основных типа методов социального управления: экономические, организационно-распорядительные, правовые и социально-психологические.

Методы социального проектирования - использование в проектировании трудовых коллективов различных методов: нормативного, метода аналогии (типизации), разработки проекта на основе опыта деятельности передовых предприятий и организаций, находящихся в сходных условиях, когда проектировщик производит эмпирическое обобщение практики, создает проект по имеющимся образцам. Все чаще в разработке социальных проектов используется метод моделирования. Речь идет о совокупности моделей, в том числе пространственном моделировании (модульном проектировании, функциональном моделировании, прогностическом моделировании). Моделирование позволяет «проигрывать» и оценивать различные варианты проектов коллектива в целях выявления оптимальных решений. Все большее распространение в проектировании получает метод автоматизации с использованием ЭВМ - система автоматического проектирования (САПР). Однако в социальном проектировании применения этого метода недостаточно. Необходимо учитывать социологические законы и принципы социального управления.

Административно-управленческие методы – способы непосредственного (прямого), оперативного воздействия на управляемый объект в целях обеспечения однозначного поведения и действия исполнителей в данной ситуации, в достижении соответствующего результата. Административно-управленческие методы основаны на авторитете власти, полномочиях, праве руководителя, субъекта управления отдавать распоряжения, на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Административно-управленческие методы находят свое выражение в конкретных решениях, принятие которых управленческим органом, руководителем предполагает вместе с осуществлением ими своей правовой функции глубокие знания, полное достоверное представление о состоянии объекта, понимание последствий принимаемых решений и отдаваемых распоряжений. Административно-управленческие методы имеют свое функциональное назначение, не противоречат экономическим и другим методам управления, дополняют их, ибо всякий административный акт (решение, распоряжение, приказ) выступает комплексным проявлением практического использования закономерностей развития объекта управления в сочетании с умением руководителей пользоваться предоставляемыми полномочиями. Научное административное руководство тем самым не имеет ничего общего с обюрокраченным администрированием, с субъективизмом и волюнтаризмом, нарушением элементарных прав человека труда.

Алгоритм социального управления - строго последовательное и четкое изложение правил (предписаний), которым необходимо следовать, чтобы преобразовать исходные данные в искомый результат решения управленческой задачи. Основными характеристиками алгоритма социального управления являются: детерминированность - однозначность результата преобразования исходных данных; дискретность - т.е. расчлененность алгоритма на отдельные элементарные операции; массовость - используемый алгоритм может обеспечивать решение любой задачи из класса однотипных задач и исходных данных. Алгоритм социального управления связан с определением процедуры выработки управленческого решения.

5.3. Стили социального управления

Стиль социального управления - совокупность типичных для руководителя способов взаимодействия с подчиненными и коллегами. Стиль управления выступает как своего рода субъективное управленческое отношение между руководителем и коллективом по поводу приемов взаимодействия. В деятельности конкретного административного руководителя прослеживается преобладание качественно определенных, логически взаимосвязанных способов взаимодействия, что позволяет выделить типичные стили управления. Принято различать три основных стиля управления: авторитарный, либеральный и демократический.

Для авторитарного руководителя характерно единоличное принятие практически всех решений без совета с коллективом; проведение их в жизнь посредством жесткого контроля подчиненных; применение преимущественно властных методов побуждения работников к действию (приказов, распоряжений, требований); сосредоточение своей активности в основном на решении производственных вопросов (выполнение плана, задания и т.п.); вступление с подчиненными только в деловые контакты; непринятие критики со стороны подчиненных.

Либеральный руководитель занимает, как правило, пассивную позицию в управлении коллективом, предпочитает выполнять чужие решения, а не предлагать свои. Избегает контроля подчиненных, твердых решений, использует преимущественно метод уговаривания, критику воспринимает пассивно, бездейственно.

Способы взаимодействия демократического руководителя с коллективом основаны на качественно иных подходах. Руководитель постоянно включает коллектив в принятие важных для него решений, выносит их на обсуждение. Для успешной реализации решений развивает в коллективе социальный контроль и взаимную требовательность, самоорганизацию. Предоставляет подчиненным большую свободу действий; отдает предпочтение косвенным методам побуждения работников, таким, как совет, рекомендация, предложение, пожелание. Взаимосвязанно решает производственные и социальные задачи, поддерживает благоприятный социально-психологический климат в коллективе, хорошие взаимоотношения между работниками. Вступает с подчиненными не только в деловые, но и неформальные личностные отношения. Критику со стороны подчиненных считает полезной и использует для успеха дела. Отдельные стили управления на практике в «чистом» виде, как правило, не встречаются. Однако их содержание имеет преимущественно ту или иную «окраску».

Стиль управленческого мышления - совокупность типичных взглядов, ценностей, норм руководителя по отношению к характеру, принципам, задачам взаимодействия с работниками. При анализе деятельности руководителя выделяют следующие виды стиля управленческого мышления: технократический, финансовый, юридический и социологический.

Определяющими свойствами технократического стиля мышления являются ориентация на модель единственного наилучшего пути, однажды зафиксированной цели, для которой необходимо найти наилучшие средства; неприемлемость участия в выработке решений тех, кто не является профессиональными специалистами в данной сфере деятельности. Допускается обсуждение неспециалистами в крайнем случае целей, но не средств. Поступающие со стороны предложения по решению проблем всерьез не могут приниматься. Утверждается теоретическое превосходство специалистов при решении профессиональной проблемы любого уровня. Интерес исполнителей, их видение проблемы не считается фактором, заслуживающим внимания.

Технократическое мышление, как показывает практика, порождает корпоративность административного управления, изолированность от большинства «непосвященных», сопротивление нововведениям, консерватизм взглядов. Становится невозможным мобилизация социального потенциала организации. Как правило, руководители с технократическим мышлением являются сторонниками принятой системы со всеми достоинствами и недостатками, противниками перемен.

Финансовое мышление основано на экономических категориях, оценке конечного результата деятельности предприятия в стоимостном выражении, соотношении доходов и расходов, понимании технического решения во взаимосвязи с экономическими параметрами производимого продукта. Однако концепция инвестиций при финансовом мышлении тесно не связана с процессами социальных изменений и динамикой нововведений, вытекающей из этих изменений.

Юридическое мышление концентрирует свое внимание на реальности как формальной системе взаимоотношений, ответственности, выполнении обязательств, правовых процедур. Такое понимание очень важно для утверждения правовой экономики, является необходимым для ее стабильности, успешного развития рыночных отношений. Тем не менее в юридическом мышлении обнаруживается акцент на правовом выражении отношений между людьми, придании им исключительной роли в регулировании трудовой деятельности, конструировании и применении юридических норм без достаточного учета конкретных условий социально-экономической жизни общности.

Социологический стиль мышления заключает в себе понимание человека как решающей силы производственного процесса, как социального деятеля во всем богатстве технических, экономических, юридических, собственно социальных отношений. Такой стиль дает возможность руководителю взглянуть на управление организацией как на выработку стратегии его развития в рамках изменяющихся условий деятельности конкретного предприятия. Само же это развитие становится ведущим фактором принятия эффективных управленческих решений в нестандартных технических и экономических ситуациях.

 

2009-05-16 02:38:41 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика