Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социология управления

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

5.1. Формы социального управления

Форма социального управления - способ организации взаимодействия субъектов управления, отношений между ними в процессе их совместной деятельности. Форма социального управления выражает структуру связей между людьми при выполнении управленческих функций. Например, существуют индивидуальные и коллективные, групповые формы принятия управленческих решений, специфические формы организации институтов управления, исполнительные и законодательные органы. Типология форм социального управления по видам связей между субъектами управления позволяет выявить особенности этих форм, оптимальное их сочетание, использование на различных этапах управленческого процесса.

Организационная структура системы управления - форма системы управления, определяемая совокупностью устойчивых связей между элементами, обеспечивающими ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура системы управления указывает на способ организации и взаимодействие элементов системы и связей между ними. Основные элементы организационной структуры системы управления - связи и институты управления. Связи в организационной структуре системы управления подразделяются на вертикальные, горизонтальные, прямые и обратные. В соответствии с типами связей между элементами, составляющими структуру, существуют несколько типов структур.

В системе управления производством выделяются: линейная, линейно-функциональная, матричная и программно-целевая структуры. Они используются в зависимости от вида управленческой деятельности. Стабильность и устойчивость организационной структуры обеспечивается, как правило, типовыми структурными схемами. Структура органа управления индивидуальна, она отражает конкретные цели и специфику задач. Организационная структура системы управления формирует технологию управления, характер социальных отношений между его субъектами, направленность их ответственности, интересов. Так, в административной структуре управления ответственность субъекта управления направлена снизу вверх, в самоуправленческой - сверху вниз.

Линейное управление - вид управленческой структуры, в которой подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления (принцип вертикали).

Линейное управление основано на использовании главным образом прямых, властных методов управленческого воздействия, в частности административных. Линейное управление служит для обеспечения устойчивости социального управления, взаимодействия людей, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса. В случаях, когда при решении задач необходимы творческие усилия, согласование многообразных интересов, самостоятельность и инициативные действия людей, линейное управление менее эффективно.

Линейно-функциональное управление - вид организационной структуры системы управления; объединение линейного и функционального управления, направленное на оптимизацию линейного руководства с точки зрения повышения уровня компетентности принимаемых решений. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют, помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения. Линейное управление используется в основном при решении повторяющихся относительно стабильных задач, требующих от руководителя компетенции и умения концентрировать в своих руках все функции управления. Функциональное управление основано на разделении управленческого труда в рамках аппарата управления при сохранении распорядительных функций руководителя. Линейно-функциональное управление предполагает реализацию решения функционального руководителя только через вышестоящее линейное руководство.

Матричная структура системы управления - вид организационной структуры системы управления, совмещающий линейное и программно-целевое управление. В соответствии с принципами линейного управления (по вертикали) строится организация отдельных сфер управленческой деятельности (например, научные исследования, конструкторские разработки, производство, снабжение и т.п.), а реализация программ (проектов, тем) осуществляется по целевым принципам, по горизонтали. В условиях матричной структуры системы управления содержание работы (что и когда должно быть сделано) определяет руководитель программы, а исполнители подчиняются линейному руководителю, который решает, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Для обеспечения слаженности работы по программам создается штабной орган управления - центр управления программами, осуществляющий координацию и оценку выполнения задач отдельными функциональными и линейными органами.

Матричная структура системы управления позволяет обеспечить гибкость и оперативность управления на базе рационального перераспределения задач, оптимизировать состав управленческих органов, усилить персональную ответственность руководителя за выполнение программы.

Иерархические системы управления - системы управления, состоящие из взаимосвязанных подсистем, упорядоченных по уровням субординации. Могут быть организационные, функциональные и другие основания такой субординации. Каждый из уровней управления, выделенных по одному основанию, можно подразделить на ряд подуровней - по другому основанию. Подсистемы иерархической системы управления одного уровня связаны между собой непосредственно («по горизонтали») или косвенно, через верхний уровень («по вертикали»). Иерархические системы управления подразделяются на два больших класса: с обратными связями, когда информация с нижнего уровня передается на верхний уровень, и с прямыми связями, в которых воздействия поступают только вниз.

Специфичной для иерархических систем управления является задача координации управляющих воздействий. Иерархическая система управления называется координируемой, если найдены такие значения координирующих воздействий (исходящих от координатора к непосредственно управляющей подсистеме) при которых управляющие воздействия (исходящие от управления) удовлетворяют общей цели, стоящей перед системой. Решение задачи координации связано с поиском принципов (законов) управления, определяющих воздействие, передаваемое с верхнего на нижний уровень системы и между подсистемами одного уровня. Может быть предложено несколько таких принципов.

В соответствии с принципом предсказаний взаимодействий управляющие воздействия с верхнего уровня распределяются между подсистемами соседнего нижнего уровня так, что каждая из подсистем становится автономной относительно всех других подсистем того же уровня. Принцип баланса взаимодействий предполагает стратегию координации, при которой значения управляющих воздействий удовлетворяют общей цели системы, когда цели удовлетворяют значения перекрестных взаимодействий между управляемыми объектами. В случае принципа оценки взаимодействий для перекрестных взаимодействий существует допустимый диапазон изменений. Выбор той или иной стратегии координации производится на основе теоретических расчетов, моделирования и эвристических методов.

Для социальных, организационных, административных и других иерархических систем управления эта задача является сложной, так как недостаточно достоверной информации для качественного осуществления процесса управления. Иерархические системы управления имеют ряд преимуществ перед системами радиального управления. Основными среди них являются:

а) свобода локальных действий;

б) возможность сочетать локальные и общесистемные критерии оптимальности управления;

в) уменьшение потоков информации, проходящих через отдельную подсистему управления;

г) повышенная надежность;

д) гибкость, широкие возможности приспособления к изменяющимся условиям;

е) универсальность.

Органы государственного управления - часть управленческих органов, наделенная государственно-властными полномочиями. В зависимости от способов образования органы государственной власти делятся на избираемые (представительные и исполнительно-распорядительные) и назначаемые. По характеру решаемых вопросов существуют законодательные (например, Федеральное собрание, парламенты, конгрессы) и административные (администрация президента, правительство, советы безопасности, обороны и другие исполнительные органы). Оптимизация структуры, взаимодействия, распределения прав и обязанностей между властными органами управления, между этими органами и гражданским обществом является важнейшей задачей теории социального управления.

Территориальное управление - целостное воздействие на социальное и экономическое развитие территорий, включающее в себя совокупность мер по регулированию специфических условий жизнедеятельности людей. Территориальное управление призвано обеспечить рациональное использование природных ресурсов, климатических условий, трудового, производственного и научного потенциала региона на основе принципов самоуправления в интересах проживающих там людей. Социальная функция территориального управления - регулирование системы социальных отношений с целью воспроизводства социально-территориальной общности, ее развития.

Система территориального управления включает представительные и административные (исполнительные) органы управления, политические, общественные самодеятельные образования, выражающие интересы всего населения и отдельных социальных групп, взаимодействующие в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.

 

2009-05-16 02:38:41 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика