Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Управление персоналом. Ч. 2

8. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Систематически организованное повышение профессиональной квалификации стимулирует пересмотр планов, связанных с работой и профессией. Повышение профессиональной квалификации позволяет снимать напряженность и тревожность личности, связанные с профессиональными трудностями, способствует формированию у человека высокой самооценки и основанной на ней большей уверенности в своих возможностях. Это, в свою очередь, приводит к повышению значимости в жизненных планах работы как сферы удовлетворения важнейших социальных потребностей.

Обеспечение благоприятных условий для должностного роста также стимулирует разработку планов трудовой деятельности личности. Важный стимулирующий фактор - уверенность человека в способности по своему желанию, своими силами изменять собственное профессионально-должностное положение. Беседы с рабочими и служащими свидетельствуют о том, что возможности должностного роста только тогда играют роль стимула при планировании своего будущего, когда есть уверенность, что продвижение по службе связано исключительно со своими личными успехами, с уровнем овладения профессией. При задержке продвижения по службе или получении разряда, несмотря на все имеющиеся у работника данные для этого, при отсутствии вакансий на более высокие служебные и профессиональные уровни, при нарушении правил и субъективизме назначений на открывающиеся вакансии и т.п. стимулирующая роль перспективы продвижения по службе снижается.

Разработку планов будущей трудовой деятельности сдерживает также незнание работником того, что необходимо предпринять для успешного профессионального роста. Это - основная причина низкого стимулирующего воздействия перспективы должностного роста при определении ведущего места работы в планах на будущее.

Повысить стимулирующую роль перспективы должностного продвижения в планах на будущее можно путем разработки типовых схем рабочего пути, играющих роль «методических рекомендаций» по составлению личных планов на будущее.

Действительно, для разработки жизненных планов необходима профессиональная, социальная, экономическая, демографическая информация. Информация добывается из многочисленных источников самостоятельно. Информация часто недостаточна, а источники случайны. Непросто, получив такую фрагментарную информацию, отобрать нужную, а затем выстроить на основании ее целостное представление о трудовом пути и необходимых средствах успешного движения по нему. Не случайно у значительной части людей, уже обладающих достаточно большим жизненным опытом и стажем трудовой деятельности, сведения о факторах, обеспечивающих должностное и профессиональное продвижение, неполны или даже искажены.

8.1. Типовые варианты повышения квалификации

Для создания благоприятных условий включения работы в жизненные планы целесообразно создавать типовые пакеты информации, содержащие комплексные сведения о типичных формах должностного и профессионального продвижения. Такого рода пакеты информации позволят каждому выбирать один из приемлемых вариантов жизненного плана, действительно реальных и гарантированных социальными и профессиональными нормами и традициями.

Типовые трудовые пути могут быть представлены в трех вариантах: горизонтальном, ступенчатом и вертикальном. Названия условные и служат скорее для обозначения типа, чем для раскрытия его сущности.

При горизонтальном типе трудового пути продвижение работника основывается на постепенном повышении квалификации по одной специальности. В качестве этапов рабочего пути выступают квалификационные отличия: разряды, категории и т.п.

При вертикальном типе трудового пути продвижение работника строится по должностному признаку. Перемещение с должности на другую также основывается на приросте знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности. Но отличия в мастерстве, в профессионализме при горизонтальном и вертикальном путях состоят в том, что в первом случае наращивается операционное мастерство, а во втором - профессионализм связан с глубоким владением объектами труда, познанием их существенных свойств и признаков, т.е. в первом случае повышение мастерства формируется на овладении технологиями, во втором - на овладении свойствами объектов. Конечно, преобладание той или иной ориентации в наращивании мастерства имеет относительный характер. И на горизонтальном, и на вертикальном пути приходится овладевать и новыми объектами, и новыми технологиями.

Ступенчатый тип трудового пути объединяет горизонтальное и вертикальное продвижение. В большом числе случаев ступенчатое продвижение связано с изменением и объектов, и содержания труда. Довольно часто движение по этому типу трудового пути вызывается невозможностью движения по горизонтальному пути вследствие узкой градации профессиональных разрядов и категорий.

Материалы и планы трудового пути каждого из трех типов по своей структуре идентичны. Целесообразно выделить в планах следующие блоки:

- блок описания профессии (категорий, разрядов, должностей);

- блок требований к личности;

- блок программ образования (обучения и воспитания);

- блок оценки личностного соответствия профессиональному разряду, категории или должности.

Блок описания профессии (категорий, разрядов, должностей) - в этом блоке представлена информация о профессии в целом и ее представленности на данном предприятии. Характеристика профессии и ее категорий, разрядов, должностей дается по следующим направлениям.

Краткое описание социальной, экономической и производственной значимости профессии в целом и по возможности каждой из ее градаций. Последнее в большей степени должно основываться на производственной и технологической значимости профессии для предприятия.

Содержание труда соответствующей категории, разряда, должности. Здесь характеризуются основные объекты труда с точки зрения социальных, психологических, квалификационных качеств (если данные относятся к управленческим профессиям) и сточки зрения физических и других свойств (если данные относятся к рабочим и инженерно-техническим профессиям). Приводятся данные о методах, способах, операциях и технологиях, которыми должен владеть работник соответствующей категории.

Потребности предприятия в работниках соответствующей категории, разряда, должности и средний темп продвижения от одной профессиональной градации к другой. Этот раздел блока описания профессии требует особенно ответственного и действительно творческого подхода к разработке. Основное условие, определяющее стимулирующую силу этого варианта рабочего пути, - его реализм, наличие суммы обстоятельств, ситуаций, которые делают осуществление планов обязательным, неотвратимым.

 

2009-05-16 01:09:08 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Яндекс.Метрика