Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Управление персоналом. Ч. 1

1. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Управление персоналом жизненно обусловленная стратегическая функция, в течение XX в. сформировавшаяся в самостоятельную структуру в ходе эволюции многообразных форм управления. Как оказалось, основной мерой прогресса и развития деятельности является человек с его потребностями, мотивациями и конкретными интересами. Поэтому начался поиск конкретных управленческих параметров фирм, разработка систем управления как в краткосрочном (тактическом), так и в долгосрочном (стратегическом) планах и в их взаимосвязи.

Управление персоналом как социальная функция, таким образом, явилась объективным продолжением человеческой потребности и способности к самосохранению, но уже на более высоком уровне - уровне человеческих организаций. Способность человека видеть (вообще) выразилась со стороны прежде всего самого себя. И зеркало стало таким средством. Оно ускорило эволюцию человека и прогресс человеческих организаций. Поэтому для фирм, устремленных в будущее, в системе управления персоналом были найдены конкретные средства к самопознанию фирмы и необходимый инструментарий конструктивной реализации знания.

Сказанное, по крайней мере, справедливо для общества, в котором среднее индивидуальное сознание мало отличается от общественного, не конфликтует с ним и не находится в непримиримой оппозиции. Это означает, что частные интересы в целом совпадают с интересами общества, а последние с интересами государства, т.е. во всех трех измерениях. Сегодня в России мы продолжаем в силу сложившихся стереотипов говорить об уровнях управления, автоматически признавая приоритет интересов государства над интересами людей и человеческих организаций. Тоталитарное сознание - это не только продукт (как следствие), но и причина возникновения тоталитарных форм управления, которые, по существу, исключают подход к управлению с позиции концепций управления персоналом. Эти два подхода противостоят друг другу как системы диаметрально противоположных взглядов на человека, его место в обществе и государстве. Для тоталитарного мышления государство и его конкретные формы являются первичным звеном, основой всякой человеческой организации. Поэтому в таких системах управления человек неизбежно подгоняется под стандартные схемы, вытекающие из схемы управления государством, что неизбежно ведет к деперсонализации управления и вырождению его в абстрактные, а точнее, условные человеческие формы.

Люди, персонал, рабочие, служащие, работники, сотрудники, человеческие ресурсы; способность руководства фирмы осознать их значение и содействовать решению проблем управления персоналом; как вести бизнес, связанный с людьми - эти слова и мысли широко распространены в нашем современном обществе. Сегодня всевозможные популярные средства и панацеи для решения человеческих проблем неуклонно вытесняются профессиональным подходом в области управления персоналом.

Управление персоналом сосредоточено на рабочих и служащих, находящихся в организационной среде фирмы (предприятия, организации). Оно в целом касается руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления. Крупные, средние и малые фирмы ясно осознают: для того чтобы развиваться, преуспевать, сохранять здоровье людей и стабильность коллектива, они должны оптимизировать отдачу от вложений любых ресурсов, будь то ресурсы финансовые, материальные или человеческие.

Управление персоналом (человеческими ресурсами) (Personnel / Humen Resourse Management - P/HRM) - деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию рабочих и служащих для достижения организационных и личных целей. Взаимозаменяемые слова (синонимы) - люди, персонал, рабочие, служащие, работники, сотрудники, человеческие ресурсы.

Политика управления персоналом - общее руководство в принятии решений по важнейшим направлениям в области управления персоналом.

Технология управления персоналом - специфическое направление деятельности отдела по управлению персоналом: подробно объяснять людям их служебные обязанности и как строить свою деятельность.

Когда руководство фирмы действительно заботится о людях, их жизненный тонус и психологический климат в коллективе обязательно отражаются на эффективности деятельности. В этом учебнике описываются функции управления персоналом, выполняемые в организациях различными структурными подразделениями и способствующие наиболее эффективному использованию людей (рабочих и служащих) для достижения целей как фирмы, так и индивидуальных.

Вначале нужно подчеркнуть следующие три момента, касающиеся управления персоналом:

1. Управление персоналом является деятельностно ориентированным. Эффективное управление персоналом направлено скорее на практические действия, чем на различного рода канцелярские процедуры или правила. Конечно, управление персоналом использует правила, записи, но выделяет все же действия. Управление персоналом делает особое ударение на решении служебных проблем в целях выполнения поставленных фирмой задач благодаря поддержке развития персонала, каждого отдельного работника, совершенствованию условий труда и их удовлетворению.

2. Управление персоналом является индивидуально ориентированным. Насколько это только возможно, управление персоналом стремится рассматривать каждого служащего как личность и предлагает услуги и программы, идущие навстречу индивидуальным потребностям.

3. Управление персоналом является перспективно ориентированным. Эффективное управление персоналом должно помогать фирме через обеспечение ее компетентными и заинтересованными в результатах своего труда служащими. Таким образом, человеческий фактор должен постоянно учитываться в долговременных стратегиях фирм.

После изучения учебника Вы будете готовы:

а) дать определение понятию «управление персоналом»;

б) описать функции управления персоналом;

в) объяснить, почему персонал является ключевым фактором в стратегических планах фирм;

г) обсудить роль менеджеров и специалистов в осуществлении функций управления персоналом;

д) перечислить направления деятельности структурных подразделений фирмы по управлению персоналом;

е) описать, каким образом диагностическая модель может использоваться при изучении проблем управления персоналом;

ж) объяснить разницу между влиянием на управление персоналом внешних и внутренних условий деятельности предприятия;

з) обсуждать роль, которую играет управление персоналом в реализации стратегических планов предприятия или организации;

и) проанализировать, каким образом умелое управление персоналом воздействует на итоги работы предприятия.

 

2009-05-16 01:05:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Яндекс.Метрика