Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

2.3. Последовательность речевых действий

Риторика представляет речь в виде последовательных речевых действий. Последовательность речевых действий бесконечна, на каждом звене этой последовательности получатель речи становится ее создателем.

Функции получателя и создателя речи присущи каждому звену последовательности и речевых действий, поэтому при каждом речевом действии каждое последующее звено предъявляет предыдущему требования этоса. Однако речевая цепь оборвалась бы, если бы каждый создатель не выполнял требований пафоса.

Пафос есть то, что вызовет речь, а этос - то, что создаст для нее условия; и этос, и пафос находятся как бы в человеке. Человек слушающий - носитель этоса - становится говорящим - носителем пафоса и, следовательно, по признакам пафоса и этоса человек меняет свое место в речевой цепи - из носителя этоса как получателя речи становится носителем пафоса как создателя речи.

2.4. Эристика, диалектика, софистика

Области ораторской практики делятся на эристику, диалектику, софистику. Разделение это, идущее из античности, связано с тем, на каких условиях ведется речь. Эристика как искусство спора предполагает выигрывание его независимо от того, какими средствами ведется спор, цель речи - утвердить свое право на поступок и оставить за собой окончательное суждение.

Приемов эристики достаточно много, но принципы у них однородны - не дать закономерно и последовательно развить мысль, чтобы дело полностью прояснилось, и утвердить свой интерес.

Таким образом, эристика - диалог вне диалектических правил, ведение спора ради победы.

Правила диалектики противоположены правилам эристики. Они состоят в том, что участники диалога совместно ищут объективную истину.

Например, как по Платону:

В: «Является ли Эрот богом?»

О: «Нет, он не бог!»

В: «Является ли Эрот смертным?»

О: «Нет, он не смертный».

В: «Кто же он?»

О: «Среднее между богами и людьми».

В: «Как называются те, кто посередине между богами и людьми?»

О: «Это гении (даймоны)».

В: «Что они делают?»

О: «Они передают волю богов людям».

В: «Значит, Эрот - один из гениев?»

О: «Да».

Так можно упрощенно представить фрагмент диалога между Сократом и Диотимой в сочинении «Пир».

Диалектика противоположена эристике. Она требует:

а) держаться одного и того же смысла терминов в процессе всего рассуждения;

б) не изменять темы обсуждения;

в) не пропускать фактов, относящихся к теме обсуждения, все факты должны быть рассмотрены;

г) не допускать эмоционального давления на оппонента;

д) не опровергать оппонента иначе как в интересах истины и терпеть неудобные суждения;

е) не подходить к делу предвзято.

Таким образом, диалектика - искусство спора, предполагающее совместный поиск участниками диалога объективной истины.

Между противоположными этическими требованиями диалектики и эристики находится софистика. Смысл софистики как этики речи состоит в видимом следовании диалектике, но с эристической целью - добиться выигрыша спора. Софистика - поиск объективной истины с целью добиться выигрыша в споре. Для этой цели используется действие с объемом понятий. Всякое понятие расширено или сужено, если оно не определено строго предварительно. Прием сведения к абсурду - характерная черта софистики.

Эристика, диалектика, софистика различаются отношением к этосу. Так, эристика предполагает преследовать свою пользу (этос), презирать оппонента (пафос) и не считаться с силлогистикой (логос). Диалектика предполагает доказательство истины (этос), уважение к оппоненту (пафос) и применение силлогизмов (логос). Софистика предполагает, доказывая, решить в свою пользу (этос), ввести в обман и угодить (пафос) и применить силлогизмы и софизмы (логос).

Это различие предполагает оценки речи с точки зрения слушающего. Такими оценками являются «хитроумие, красивость и сила». Эти оценки обычно относятся к внешности ритора. Оценке подвергается внешность ритора, так как слушающие оценивают не его речи, а его самого, хотя, на самом деле, они оценивают речь.

Эти оценки заставляли ораторов выглядеть атлетически, обдумывать свой костюм, а в наше время - прибегать к услугам «стилистов», занимающихся костюмом, прической и макияжем, и развивать в себе находчивость в диалоге.

Квинтилиан в своей системе воспитания ораторов предлагает в качестве рекомендаций по риторическому образованию наряду с грамматической подготовкой формирование, говоря современным языком, соответствующих физических кондиций: силы, быстроты, выносливости, координированности. Внешние качества оратора составляют его образ. Хитроумие, красивость, сила составляют образ оратора только в ораторике, так как ораторика фактически совмещает в себе эристику, диалектику и софистику. Виды речи, не относящиеся к ораторике, предполагают иной образ оратора. Так, в гомилетике важнейшим качеством оратора является благообразие, в сценической речи образ говорящего меняется в зависимости от того характера, который он представляет в данной пьесе.

Ораторика через оценку образа оратора аудиторией предполагает комплекс целей риторики: убедить, увлечь и доставить удовольствие своей речью. Легко видеть, что эти качества речи фактически отражают стороны образа оратора в риторике.

Требование к оратору и его речи, таким образом, связаны с оценкой оратора аудиторией. Это как раз то, за что Платон в диалоге Торгий» бранит ораторов, сравнивает ораторское искусство с кулинарным искусством поваров и называет ораторскую практику «угодничеством». Если три разных этических принципа используются нерасчлененно, то ничего другого кроме «угодничества» ораторское искусство предложить не может.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика