Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

1.13. Общая и частная риторика

В начале XIX в. возникают понятия «общая риторика» и «частная риторика». С чем это связано?

Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.

Объем и задачи риторики как науки определяются в «Общей и частной риторике» (1859) неизвестного автора: «В наше время риторика понимается в обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в основном разумели совокупность тех сведений, которые нужны к образованию оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все те произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения».

Красноречие может быть изучаемо или со стороны его внешних изменений, которым оно подвергается в различные времена и у разных народов, или со стороны основных, жизненных законов. Отсюда и наука красноречия распадается на теорию и историю красноречия.

Теория красноречия есть наука, излагающая законы красноречия; эти законы могут относиться или ко всем произведениям красноречия вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому теория красноречия разделяется на две части: на общую, излагающие законы, общие всем произведениям красноречия, и на частную, исследующую каждый род произведений порознь. Именно такой точки зрения на риторику придерживалось большинство русских исследователей в XIX в.

1.14. Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов

Одним из авторов риторик был преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, доктор философии Николай Федорович Кошанский (1781-1831). Именно на уроке Кошанского родилось стихотворение Пушкина «Роза», когда учитель просил воспитанников описать розу стихами. Надо сказать, что талантливый юноша-поэт тяготился уроками педантичного и строгого Кошанского.

Н.Ф. Кошанский написал две риторики: «Частная риторика» и «Общая риторика». В XIX в. встречается двойное написание: риторика и реторика; последнее полностью повторяет греческое rhetorike. Кошанский, следуя традициям, делит словесные науки на три главные части: грамматику, риторику, поэзию, которые граничат с эстетикой. «Реторика (вообще) есть наука изобретать, располагать и выражать мысли и (в особенности) руководство к познанию всех прозаических сочинений. В первом случае называется общею, во втором частною». Каждая из этих риторик имеет свой предмет, свою цель и свои границы. Каждая как наука имеет свою теорию и как искусство - свою практику. Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. А частная? Она, основываясь на общей, рассматривает каждое прозаическое произведение, главнейшие его достоинства и недостатки.

Если общая риторика излагала общие правила составления сочинений, то частная риторика предлагала правила к отдельным видам: как писать письма, как вести разговоры, как строить учебные и ученые сочинения, каковы разновидности ораторского красноречия, наконец, как пишется художественная (или изящная) проза.

Кошанский подчеркивает, что в новое время (конечно, имеется в виду XIX в.) в России выделяется главный род красноречия - духовный. В других державах, например в Англии и Франции, он отмечает активность политического и судебного красноречия.

Вот как определял Кошанский ораторское искусство: «Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других... Ораторство в кругу всех родов прозы занимает высшее место; оно составляет особое изящное искусство и не довольствуется изобретением, расположением и выражением мыслей, как все роды прозы, но требует еще произношения - языка действий». Кошанский делит речи на два больших рода: мирские (торжественные, похвальные, академические, политические, военные) и духовные (проповеди, беседы, поучительные и надгробные слова).

Сочинения Константина Петровича Зеленецкого (1812 -1858) - вершина риторического творчества в истории русской филологии. Сфера его интересов была широка и не ограничивалась только вопросами риторики, в систематических его курсах видна попытка создать классификацию не только филологических, но всех научных дисциплин.

Отличаясь необыкновенным трудолюбием, К.П. Зеленецкий оставил после себя более 20 трудов, преимущественно по словесности. Основные среди них: «Система и содержание философского языкоучения», «Исследование о риторике и ее наукообразном содержании и в отношении, какие имеет она к общей теории слова и к логике», «Теория словесности, курс гимназический», «Введение в общую филологию».

Книга Алексея Васильевича Миртова (1886 - 1961) «Умение говорить публично» является риторической классикой XX в. Уже к 1927 г. она выдержала три издания. Интерес к вопросам ораторского искусства и публичной речи, ведения дискуссий и споров, речевого воспитания масс был чрезвычайно велик в 20-е годы, когда формировалось новое социалистическое общество. Автор этой книги пользуется простым и выразительным языком, созвучным пониманию широких масс, он проявляет широкую эрудицию, находит яркие примеры, дает множество практических ценных советов начинающему оратору.

1.15. Поэтика Потебни

Характерной тенденцией, усилившейся в XX в. под влиянием теории словесности А.А. Потебни, стало изменение соотношения объемов теории поэзии и теории прозы. В трудах А.А. Потебни был совершен новый смысловой поворот, связанный с переводом теоретико-словесных понятий в плоскость фундаментальной науки.

Различие проявления языкового творчества в поэзии и прозе, рассматриваемое в теории словесности, с точки зрения стилистики (свободы проявления индивидуального авторского стиля), получило у А.А. Потебни научное объяснение в учении о внутренней форме. Под внутренней формой им понимается приобретение словом новых значений в тексте за счет нового употребления, рассмотренного как акт именования. При этом в поэтической форме речи происходит акт именования и возникает внутренняя форма, а в прозаической не происходит, и внутренняя форма утрачивается, стирается. Отсюда прозаические формы речи толкуются как вторичные по отношению к поэтическим или как их вырождение.

Другое центральное положение теории словесности А.А. Потебни заключается в приравнивании текста к слову через понятие внутренней формы. Текст (басня, пословица, поговорка) рассматривается Потебней как развернутое именование, эквивалентное слову-имени. Он говорит фактически о внутренних механизмах эволюции языковой семантики, понимаемых как стихийный процесс. Понятие литературно-письменного языка практически заменяется Потебней чисто лингвистическим понятием языка.

1.16. Становление научной риторики

Сложившаяся в античности теория речи как инструмента развития общества как европейского, так и азиатского полностью подтвердилась на всех его этапах. Педагогическая система Квинтилиана - гомилетика -рациональная риторика - поэтика и поэзия - научная риторика XX в.

Или:

Развитие теории речи - риторики - совершает как бы своеобразный круг, в котором общественные задачи риторики как исходного средства существования и развития общества дифференцируются по своим частным задачам и интегрируются снова в научной риторике.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика