Риторика
1.7. Структура речевых отношений
Обзор греческой традиции и сопоставление ее с традициями цивилизаций Китая и Индии позволяет на основе выделения универсальных признаков осмысления феномена речи построить графическое представление.
Феномен речи является не только тем, что составляет основной признак общества - общение, но и дает представление о динамике развития общества благодаря речи.
Любой вид речи, отмеченный в античности, - бытовая речь, ораторство, поэзия, диалектика, ученая письменная речь, учебная речь - подчиняются анализу этой схемы. Их различие состоит в том, что они имеют разные аудитории и, следовательно, разные задачи. Разные аудитории существуют потому, что так их установили обычай и право. Но стиль речи может привести к образованию новых аудиторий, которые будут организованы новыми обычаями и новой областью права. Соответственно нарастает новый пласт культуры и усложняется образование.
Сравнение философской культуры западной и восточной античности (т.е. греческая и римская античность и индийская и китайская классика) показывает, что различие в общественном устройстве речи порождает разные типы философствования. Они были закреплены в культуре и распространены в образовании.
Классические древние цивилизации отличались от варварских народов, их окружавших. Варварские народы не стремятся к стилевым усилиям и живут в своих сообществах счастливо в условиях стагнации или медленного развития, воспроизводя свои речемыслительные акты как инварианты в их индивидуальных вариантах. Изменение системы речи, сложение нового стиля речи-мысли могли бы изменить течение их жизни. Это показывает опыт других народов, которые перешли к цивилизации в историческое время.
Рассматривать написанную и выслушивать произнесенную речь, анализировать ее или усматривать в ней только прецедент - значит различать детали, не видя целого. Так можно делать в частной риторике, но не в общей риторической теории. Задача теории риторики - видеть развитие речи в контексте общества как основного фактора развития общественной жизни. Для того чтобы уйти из общества, человек должен лишиться включенности в речь. Это происходит либо путем отшельничества, либо по причине патологии, физической и ментальной. Кроме этих случаев, в обществе жить вне речи невозможно. Личность находится внутри речевого потока и сама является его участником.
1.8. Типы речевой деятельности
С типологической точки зрения, теорию речевой деятельности можно поделить на три основные школы: китайскую (словарную), индийскую и греко-римскую. Каждая из этих школ отличается своеобразием построения. Однако все школы, сообразуясь с развитием общественно-языковой практики, построили гомилетику - теорию и практику проповеднической и учебной речи. Греко-римская традиция благодаря развитию книжной печати и делению литературы на научную и художественную последовательно создала рациональную риторику и поэтику как учения о стиле и воплощении мысли в слове.
Индийская и китайская филологическая традиция не выработала и не развивала риторики. Это связано с тем, что публичная ораторская речь, как было сказано выше, отсутствовала. Но учения о речи развивались в границах потребностей, связанных с нормализацией речи. В Китае развивалось учение о изящном стиле. В VI в. было создано сочинение «Резной дракон изящной литературы» (автор Лю Се). В этом сочинении были представлены подробная классификация жанров литературы и письменности и правила исполнения каждого жанра. Затем были разработаны композиционные схемы ученых трактатов и документов - докладов.
1.9. Речевая педагогика Квинтилиана
Марк Фавий Квинтилиан - автор, завершающий античную риторику, основатель педагогики, в своей книге «Двенадцать наставлений по риторике», имевшей целью воспитание гражданского и судебного оратора, фактически строит образование так, что оказываются рассмотренными все части феномена речи. Воспитание оратора делится на телесное и духовное, которое включает физическую культуру и языковое образование, образование в области философии и права, тренировку в изобретении речи, изучение прецедентов ораторской практики, воспитание этики оратора и изучение и понимание речи по частям речи, фигурам речи и фигурам мысли, приспособление к общественной сфере, в которой действует оратор, и формы организации речи.
Особенность труда Квинтилиана не только в подведении итогов описания феномена речи, но и в том, что, будучи педагогическим сочинением, его «Наставления» создали педагогическую систему, в которой были разработаны основы общего образования. Воспитание собственно ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов общего образования. Это воспитание позволяет человеку действовать в любой области как лицу, управляющему какой-либо деятельностью.
Воспитание оратора по Квинтилиану заложило основы педагогической психологии, предвосхитило учебную методику, разделенную по ступеням обучения, включило в себя воспитание языкового творчества. Принципы Квинтилиана сохраняют полную силу для современной подготовки гражданского оратора.
2009-05-16 01:04:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |