Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

6.3. Массовая информация

Создание массовых коммуникаций XX в. проходит в два этапа. На первом этапе образуются средства массовой информации, на втором - органы информатики. Оба эти этапа есть становление смешанной устно-письменной речи.

Массовая информация по своей структуре представляет собой совокупное по смыслу и по форме сообщение о событиях. Органы массовой информации получают сведения о событиях не столько от своих корреспондентов, сколько от информационных агентств. Задача информационных агентств состоит в том, чтобы суммировать сообщения о текущих событиях и продавать эти сообщения органам массовой информации. Информационные агентства работают так, что отслеживают события по всему свету.

Выбор сообщений, комментирование и комплектование их добавочными жанрами лежит на тех, кто управляет органами массой информации.

Повременной характер выпуска массовой информации делает ее содержание оперативным. Отдельные органы состязаются в том, который из них скорее передаст получателям текста информацию о событии, правдивом (т.е. сообщаемые факты должны точно соответствовать действительности) и истинном, т.е. подбор сообщений о событиях и их сопровождение должны отвечать программе органа массовой информации, установленной его руководством.

Благодаря тому, что информационные агентства распространяют свои материалы по всему миру как товар, который покупают, массовая информация имеет всемирный, глобальный характер.

Социальные свойства массовой информации показывают следующие закономерности:

1. Массовая информация является глобальным текстом, объединяющим разные языковые сообщения с их социальными речевыми структурами. Несмотря на различие языковых систем, массовая информация обладает принципиальным единством смысла и направленности содержания. Массовая информация связывает людей любых языковых общностей в одно целое и формирует их общие интересы. Это свойство называется интернационализмом.

2. Получатель массовой информации воспринимает текст о текущих событиях с целью ориентироваться в мире и соответственно строить свою деятельность. Массовая информация распространяет стиль как всемирное явление и является основным средством формирования моды, формирует носителей моды как неосознанных, но уверенных подражателей стиля. Таков тип влияния массовой информации, который можно назвать неисторичностью сознания.

3. Заказчик массовой информации исходит из своих торгово-экономических, финансовых, управленчески-административных интересов. Соответственно эти интересы у разных групп различны, что отражается в текстах массовой информации. Поэтому ее характеризует плюрализм мнений при единстве интернациональной информации о событиях. Плюрализм мнений направляет разные категории получателей массовой информации и формирует разнообразие вкусовых предпочтений.

6.4. Информатика

Введение в практику компьютеров началось с построения информационно-поисковых систем. Со временем оказалось, что, помимо информационного поиска, ЭВМ могут записывать и хранить в памяти слова и тексты. ЭВМ, таким образом, стали орудиями и материалами речи одновременно. Развитие ЭВМ как орудий и материалов речи потребовало согласования текстов (языковых) на ЭВМ с устной и письменной речью.

Устная речь на ЭВМ воплотилась в системах двух классов: систем синтеза речи (в автоматическом режиме) и систем анализа речи (в автоматизированном режиме), т.е. с участием человека. Оба класса систем продолжают развиваться и совершенствоваться.

Система письменной речи, помимо записи и воспроизведения речи с помощью ЭВМ и периферийных устройств (автоматического чтения текстов -сканеров и автоматической печати - принтеров), обогатилась программами, позволяющими располагать текст на площади листа, подготавливать печатные матрицы, делать все операции по каллиграфическому исполнению текстов различными шрифтами и любыми видами письма. Этим была создана материальная база для исполнения документов и книг в автоматизированном режиме, что позволило экономить рабочее время в процессах документооборота и книжной печати, а также издавать тексты малыми тиражами на устройствах, воспроизводящих любые изображения.

ЭВМ сочленяются в автоматическом режиме с новыми видами связи (спутниковая связь, волоконная и др.), создавая то, что называется мультимедиа. Так образуется возможность не только сочетать преодоление расстояний, но и преодоление времени.

В риторическом смысле ЭВМ образуют три главные возможности:

1. Суммирование культуры, данную в речи: ИПС (информационно-поисковые системы), автоматизированные словари, автоматическое реферирование

2. Создание управления в автоматическом и автоматизированном режимах и, следовательно, выполнение риторической функции управления вместе с системами автоматического построения текстов.

3. Преодоление языковых барьеров через систему машинного перевода. Эти функции потребовали программ для работы ЭВМ. Но писать программы на естественном языке стало делом трудным. Поэтому на основе частей слов естественного языка и логической символики были созданы языки программирования, не имеющие прямой связи со звуковым или звукобуквенным языком. Языки программирования созданы в большом количестве и продолжают создаваться. Образуется новый мир языков, между которыми необязателен перевод, так как они имеют разное назначение.

6.5. Стили языка и речи

Стиль можно определить как разновидность языка, закрепленную в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающуюся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам - лексикой, грамматикой, фонетикой. В современных развитых национальных языках существуют три наиболее крупных стиля языка в этом значении: нейтральный, более «высокий», книжный; более «низкий», разговорный (или фамильярно-разговорный, или разговорно-просторечный). Стиль - это также общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо конкретного типа речевых актов: ораторская речь, передовая статься в газете, научная (не узкоспециальная) лекция, судебная речь, бытовой диалог, дружеское письмо и т.д. Стиль в этом смысле характеризуется не только набором языковых средств, но и композицией акта.

Стилем называется и индивидуальная манера, способ, которым исполнены данный речевой акт или произведение.

Стиль это также языковая парадигма эпохи, состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху.

Несмотря на различия пяти пониманий стиля, в каждом из них присутствует основной общий инвариантный признак: стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинаций наличных языковых средств, их трансформацией. Различия стилей определяются различиями этих принципов. Каждый стиль характеризуется некоторыми дифференциальными признаками, отличиями от другого, сопоставимого с ним, т.е. отклонениями. Этот признак достигает максимума в индивидуальном стиле, который есть мера отклонения от нейтральной нормы. Кроме того, «изнутри» стиль характеризуется некоторыми постоянными компонентами, интегральными признаками, которые тоже достигают максимума в индивидуальном стиле, приводя к его определению как высшей меры соразмерности и сообразности. В целом, стиль - система целесообразно отобранных и организованных языковых средств, которые используются для выражения определенных смыслов.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика