Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

5.6. Агитационная речь

Введение в агитационной речи включает те же стадии, что и в информационной: вступительные замечания, изложение цели оратора, пояснение, обзор содержания. Как и в информационной речи, выбор, порядок, объем и объединение стадий разнообразны в зависимости от характера темы, состава аудитории и обстановки.

Здесь возникает вопрос: каким образом в начальной стадии выступления настроить аудиторию так, чтобы облегчить задачу представления доказательств и обеспечить благоприятную реакцию на главную часть речи? Существуют три способа, которые часто совместимы в начале речи: 1) вызвать у слушателей благожелательное внимание к ее содержанию, 2) создать примирительное настроение, если они против вашего предложения, 3) пробудить в них стремление идти навстречу вашим желаниям (или страх и отвращение к тому, против чего вы возражаете).

Юмор, пожалуй, - наилучший способ вызвать расположение слушателя и столь необходимое внимание. Но качество юмора и его направленность должны соответствовать отношению слушателя к вам и вашему предложению. Было бы по меньшей мере рискованно прибегать к юмористическим или сатирическим выпадам, как бы остроумны они ни были, в отношении лиц или явлений, которые дороги слушателям. Вы должны знать, как настроено большинство из них: благосклонно, безразлично или оппозиционно.

Насмешливое замечание - один из наиболее употребительных приемов в начале речи, когда слушатели склонны стать на вашу сторону.

Вызывающее или ошеломительное заявление всегда насторожит внимание даже у безразлично настроенного слушателя.

Отрицательная информация не очень обнадеживающее начало, но не обязательно, чтобы всякая речь агитационного характера настраивала аудиторию на бодрый лад. Но такое вступление для наибольшего эффекта должно быть тщательно отработано. Оно должно быть четким, прямолинейным, «разящим». Нет нечего хуже, когда длинные и запутанные фразы идут в самом начале речи. Если приходится начинать со сложной идеи, то лучше разделить ее на отдельные составляющие.

Слушатели обычно с вниманием относятся к тому, что сказал выдающийся человек, если цитата краткая и смысл ее очевиден. Когда авторитетная цитата подкрепляет ваше предложение или когда слушатели питают расположение к автору выдержки, приведение таких цитат настроит аудиторию благосклонно по отношению к вам. По общему правилу цитата должна быть приведена не изолированно, а в связи с изложением ваших намерений как оратора и с другими вступительными жанрами.

5.7. Система речи: влиятельность и эффективность

Речь может быть более или менее эффективной. Если речь неэффективна, то деятельность в обществе не развивается. Чтобы речь была эффективна, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности (ср. пословицы «яйцо курицу уму разуму учило» - речь не нова, «править бритву и давать советы надо вовремя» - речь должна быть уместна, «ест неладно, говорит нескладно» - речь должна быть правильной). Вышесказанное можно представить следующей таблицей:

Новизна, уместность и правильность по сути дела предполагают отношение к этосу (ограничение аудитории), отношение к логосу (возможность словесной коммуникации) и отношение к пафосу (соотношение нового и данного). Сочетание новизны, правильности и уместности - основа

эффективности речи и действия. Это значит, что к тезису «речь не может не развиваться» надо добавить тезис «развитие речи и действия зависят от эффективности речи» и, следовательно, от того, насколько правила речи содействуют реализации категорий этоса, пафоса и логоса.

5.8. Проблема самовоспитания оратора

Поставив перед собой цель стать первоклассным оратором, необходимо определить круг задач, связанных с достижением этой цели. Не касаясь сути риторического выступления, нужно выявить, над чем в первую очередь оратору требуется поработать: над позой, жестами, манерой говорить, голосом (звучность, тембр) или произношением и артикуляцией.

Только путем бесконечных упражнений можно добиться ощутимого результата. Многие учащиеся произносили перед зеркалом речи известных ораторов - политических деятелей.

Другие изобретали и составляли речь на аналогичную тему и сравнивали с тем, как это сделано у известных риторов.

Психологический практикум позволяет избавиться от неуверенности в себе. Но ни поза, ни уверенность в себе не смогут улучшить косноязычную, плохо подготовленную речь. Поэтому большая часть усилий должна быть направлена на упражнения в изобретении, составлении речи, сборе материала, подборке аргументов, работе с конспектами и т.д. Оратор должен быть образован, необходимо «начитывать» материал по теме, в которой оратор собирается практиковаться.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика