Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

Преподаватель должен вырабатывать у себя умение слушать (это - основа тактики ведения любого диалога), руководить учебной беседой и речевыми отношениями с учащимися, отбирать содержание речи и ориентировать логическую аргументацию на знания учащихся, наконец, владеть стилем речи, уместным в данной аудитории и внутренне принимаемым учащимися.

Подготовка учебной речи. Подготовка преподавателем будущего занятия обычно состоит в том, что им продумываются, прорабатываются, внутренне проигрываются содержание и форма предстоящей учебной речи. Внутренний диалог с аудиторией - основа подготовки устной речи. Поскольку учебная речь является риторическим видом словесности, она может иметь письменный прототип (как и другие ораторские виды речи) - в отличие от разговорно-бытовой дописьменной речи, не требующей по правилам ведения речи предварительной письменной фиксации. Форма подготовки занятия (запишет ли он подробно каждую часть урока или только приготовит конспект, или только план) зависит от опыта и индивидуальных наклонностей самого преподавателя. Методика в данном случае может представить только общую рекомендацию: готовиться и размышлять над будущим занятием как можно больше, причем, если молодому преподавателю рекомендуют писать подробный конспект, то едва ли целесообразно требовать такого же конспекта от опытного педагога, который, зная материал, импровизирует, исходя из возможностей данной аудитории.

Подготовка занятий зависит также от следующих факторов:

1) типа занятия. На занятии может вводиться новый материал - он требует тщательного продумывания, иногда написания плана, конспекта, подробной разработки урока. Преподаватель готовит будущее занятие, как бы «проигрывая» его для себя, прогнозируя вопросы и предполагаемые ответы, содержание комментариев и то направление, которое может получить занятие в своем развитии. Если материал на занятии только повторяется, то такой тип урока требует меньше подготовки;

2) жанра учебной речи. Можно выделить четыре основных жанра учебной речи, требующих своеобразной подготовки и проведения: лекция как монолог преподавателя; семинар, где преподаватель готовит свои комментарии к ответам учащихся; учебный диалог - наиболее сложный жанр, требующий от преподавателя большого искусства в управлении течением беседы, и экзамен как форма проверки и оценки знаний учащихся;

3) личности, опыта, темперамента самого преподавателя;

4) характера аудитории. Знакомая аудитория требует меньше времени на подготовку, так как преподаватель знает, чего можно ожидать от будущего общения. Но аудитория так или иначе всегда внутренне «прорабатывается» преподавателем, ведущим с ней дома внутренний диалог.

Содержание и доказательство учебной речи. Содержание учебной речи предписано программой и учебными текстами (учебниками и пособиями), на которые ориентируется преподаватель, когда готовится к занятиям. Здесь главное решить две проблемы - это

1) отбор и создание учебных текстов, что делают методисты, авторы учебников, сами преподаватели (то, что бывает еще до прихода преподавателя в аудиторию);

2) воплощение материала учебников и программ в учебной речи преподавателя, а какой должна быть эта новая интерпретация, каковы содержание и форма педагогического общения - эту проблему решает каждый преподаватель индивидуально.

Основная педагогическая проблема - содержание обучения. Она основывается на отборе текстов и их создании (иначе: «Чему учить?»). Этой проблеме общество уделяет большое внимание, так как учебные материалы, скажем по русскому языку и литературе, должны представить не только сам язык, но и мировоззрение народа, предложить определенный стиль мысли и поведения. Обучая иностранному языку, школа в широком смысле формирует определенное сознание, определенного человека в языке.

Содержание учебных текстов отбирается и утверждается традицией. Например, для преподавания литературы в русских школах отобраны классические авторы: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Чехов и т.д.; преподавание языка ведется с целью научить письменной речи и дать элементарные сведения из лингвистических дисциплин - текстовые примеры берутся обычно из тех же хрестоматийных авторов. Так формируется языковое сознание современного русского человека.

Отбор текстов учитывает прежде всего принцип их культурной значимости. Ведь сам выбор учебного текста и включение его в обучение означают признание его культурной ценности и «образцовости», это - новое «рождение» текста, продолжение его жизни в педагогике. Конечно, такой текст должен нести значительное содержание, он должен быть стилистически ценностей, в отборе и создании текста должен проявиться вкус методиста, его способность понимать прекрасное в языке.

Эмоция занимает центральное место в ведении речи и в искусстве убеждения аудитории. Так как предмет учебной речи сложен, то необходимо всячески возбуждать эмоции аудитории. Но делать это необходимо не развлекательностью материала или вызовом эмоций на саму аудиторию. В умении навести на аудиторию нужный тип эмоции проявляется искусство преподавателя как учебного оратора.

Чувство интереса к занятиям поддерживается не только занимательным и интересным материалом обучения, но и эмоциями, сопровождающими напряженный умственный труд. Последний же требует внимания, сосредоточенности, подчинения - этим чувствам преподаватель должен уметь находить эмоциональную разрядку в виде переключений на различные формы работы или даже в отвлечении на кратковременные шутки (именно с целью «оживить» эмоции аудитории).

Одним из главных чувств, возбуждаемых в аудитории, - чувство соревнования, проявляющееся в положительном стремлении больше узнать и показать свои знания.

Безусловно, преподаватель должен добиваться от учащегося раскованности и смелости, что успешно реализуется в суггестопедической методике. Однако нельзя полностью снимать антагонистическую, защитную реакцию перед собеседником, ибо правила слушания предполагают активную оценку и проверку, поэтому было бы неверно убеждать аудиторию путем отклонения ее воли и создания только отношений доверительности без активного отношения контроля.

Учебная речь несет элементы информационности и в то же время это убеждающая речь.

Убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами - логическими и иными - оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

С одной стороны, информационную речь едва ли можно отличить от развлекательной, так как в ней содержатся в большом объеме элементы, вызывающие интерес: конкретность, новизна, конфликт, контраст и, возможно, юмор, например хорошая публицистика. А с другой стороны, информационная речь приближается к агитационной. Например, доклад о росте цен сам по себе приковывает внимание аудитории из домашних хозяек к экономическим проблемам. В той же аудитории беседа о полиомиелите уже содержит в себе призыв к решению жизненно важного вопроса для семьи. При всех условиях речь, имеющая познавательное значение, в противоположность речи развлекательной, должна вызывать у слушателя впечатление, что познания, которые он уносит с собой, стоили времени и внимания.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика