Риторика
В современной обыденной речи мы сейчас ругаем «общие места», называя так общеизвестные, банальные истины. И все-таки, рассуждая с позиций и требований риторики как науки о речи, мы продолжаем пользоваться общими местами как системой ценностных и логических категорий. Но мастерство ритора, владеющего искусством речи, требует представить эти ценности так, чтобы речь была небанальной, определения свежи, развитие мысли - интересно, а слова - выразительны.
То, что мы сказали о здоровье, распространите на пожелания успехов в работе. Каких конкретно успехов вы желаете? - Завершения большого труда, любви и уважения со стороны коллег, защиты проекта, а, может, справедливо желая кому-либо продвижения по службе, пожелать и повышения зарплаты. Ведь идея «зарплаты» связана с идеей «успехов в работе». Но здесь нам в самый раз вспомнить Цицерона, который уже более двух тысяч лет назад сказал: «самое трудное в речи, как и в жизни, - это понять, что в каком случае уместно... Всегда и во всякой части речи, как и в жизни, следует соблюдать уместность по отношению и к предмету, о котором идет речь, и к лицам как говорящего, так и слушающего».
И что еще важно: ничто не ценится так, как стиль. Стиль - это манера, характер речи, то, как каждый человек может представить себя в жизни. А представление о себе мы создаем прежде всего речью.
Стиль письма должен быть ясным, кратким, понятным, ориентированным на характер адресата. Создается стиль прежде всего выбором слов, нахождением таких обращений и выражений, которые уместны в данном случае.
«Поздравляю тебя со днем твоего ангела, мой ангел, целую тебя заочно в очи...» И на следующий день: «Вчера были твои именины, сегодня твое рождение. Поздравляю тебя и себя, мой ангел...». Это - Пушкин, поздравляющий свою жену Наталию Николаевну.
В качестве примера поздравительной речи, написанной в письменной стихотворной форме приведено «Послание 75-летнему К.И. Чуковскому от 70-летнего С. Маршака» (начало речи: указание адресата, жанра, обращение к юбиляру),
Чуковскому Корнею
Послание к юбилею.
Я очень сожалею,
Что все еще болею
И нынче не сумею
Прибыть на ассамблею,
На улицу Воровского,
Где чествуют Чуковского.
Далее, как и полагается в поздравительной речи, Маршак проходит мысленным взором все прошлое юбиляра:
Пять лет, шесть месяцев, три дня
Ты прожил в мире без меня, А целых семь десятилетий
Мы вместе прожили на свете.
Затем Маршак мастерски нанизывает характеристики Чуковского - то, о чем надо говорить в похвале человеку:
Лукавый, ласковый и злой
Одних колол ты похвалой,
Другим готовил хлесткой бранью
Дорогу к новому изданью.
Ты строго Чарскую судил.
Но вот родился «Крокодил»,
Задорный, шумный, энергичный, -
Не фрукт изнеженный, тепличный.
И этот лютый крокодил
Всех ангелочков проглотил
В библиотеке детской нашей,
Где часто пахло манной кашей.
Как бы по законам риторики, доказаны положительные качества юбиляра, опровергнуты его противники. Послание близится к концу:
Привет мой дружеский прими!
Со всеми нашими детьми
Я кланяюсь тому, чья лира
Воспела звучно Мойдодыра.
С тобой справляют юбилей
И Айболит, и Бармалей,
И очень бойкая старуха
Под кличкой «Муха-Цокотуха».
Наконец, пожелание - взгляд в будущее:
Пусть пригласительный билет
Тебе начислил много лет,
Но поздравляя с годовщиной
Тебе я дал бы, друг старинный,
Могу я дать тебе - прости -
От двух примерно до пяти...
Итак, будь счастлив и расти.
2009-05-16 01:04:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |