Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

5.3. Разговорно-бытовая речь

Разговорно-бытовая речь, ее этикет и правила ведения должны включать семейный и деловой диалоги, описание речи на улице, в магазине, транспорте, разных сферах обслуживания (где есть свои законы организации деятельности с помощью речи). Близок к разговорной речи медицинский диалог, включающий профессиональные рекомендации к построению опроса, выводам (диагнозу) и т.д.

Из различных видов диалогов семейный диалог наиболее сложен и наименее исследован. Возможно, этому можно найти объяснение: сфера любовно-семейных отношений не подлежит публичному обсуждению. Считается бестактным выведывать или обсуждать чужие «интимные» или семейные «тайны», «влезать в душу» - в то же время обычен интерес именно к этим запретным для публичного обсуждения вопросам.

Правилам семейного диалога люди обучаются в семье, и потому каждый несет зримый отпечаток своей семьи или речевого облика наиболее влиятельных ее членов - прежде всего родителей. До семейного диалога должен быть любовный диалог двух молодых людей, желающих создать семью.

Исторический опыт показывает, что «риторики любовного диалога» создавались всегда. Классическим примером является книга римского оратора и публициста I в. н.э. Публия Назона Овидия «Искусство любить», советы которого вначале мужчинам (как завоевать, как сохранить любовь), затем женщинам о том же касаются в основном риторических (речевых) действий.

Как же современный человек обучается и овладевает «любовным», а впоследствии «семейным диалогом»? Во-первых, очевидно, что учит «сама жизнь» - и в таком случае можно было бы сказать, что «наука» для многих состоит в набивании «шишек» методом «проб и ошибок». «Теории» и «точки зрения» складываются на основе личного опыта (преимущественно «горького»), советов друзей и подруг, родителей (при доверительных отношениях) и т.д. Этот практический опыт, зафиксированный в поступках, разговорах, размышлениях, создал определенный стиль любовных и семейных отношений, который лишь отчасти может быть отражен в художественной литературе, газетной и журнальной публицистике, средствами кино и театра.

Художественная литература описывает прецеденты любовного и семейного диалога и, знакомясь с любовными коллизиями в литературе, читатель проецирует «литературную жизнь» на собственные семейные ситуации. Польза художественного сопереживания очевидна, поскольку познание разнообразных ситуаций, столкновение чувств, приобщение к словесной эстетике готовит человека к собственным поступкам. Содержанием художественных произведений обычно бывают любовно-семейные отношения, и практическое знание входит в сознание читателя вместе со стилем литературного описания.

5.4. Поздравительная речь

Обучение красноречию традиционно начиналось с написания и произнесения хвалебных, торжественных праздничных речей. Это наиболее простой, но чрезвычайно важный для жизни любого общества вид речи. Праздники, семейные и государственные, различные торжества, связанные с началом или окончанием какого-то большого дела, знаменательной датой, требуют не только внешнего обряда и организации, но обязательного сопровождения речью в виде докладов, выступлений, тостов, а также написания писем, поздравительных открыток, телеграмм, адресов и т.д.

Поздравительная речь ставит целью восхваление какого-то лица, события и произносится в торжественных случаях. Эти случаи предоставляются нам во время государственных, производственных праздников. Понятно, что к государственным относятся все календарные праздники (как бы они не менялись), которые отмечаются и на работе, и дома; но есть и события на производстве, когда надо поздравить хорошего работника, подвести итоги сделанному, похвалить кого-то при вручении награды; наконец, нашу жизнь невозможно представить без праздников семейных (дней рождения, свадеб), приглашения гостей, похорон, поминок. Успех проведения всех этих «собраний» больше чем наполовину зависит от того, как люди будут контактировать друг с другом, какие слова найдут друг для друга.

Праздники сопровождаются и письменной поздравительной речью. Стандартный этикет используется, если поздравление официальное и неуместно выходить за традиционные рамки. Но если вы хотите развить ваши пожелания, то здесь мы сталкиваемся с правилами изобретения речи в мыслях и словах. А изобретение содержания и распространение его в словах и оборотах речи - первая часть риторики.

Развитие мысли может происходить, например, таким традиционным способом: дайте определение каждому из трех стандартных понятий, о которых вы говорите: «здоровье, успехи в работе и личном счастье». Опишите или расскажите, что вы называете здоровьем: «долгие годы жизни? здоровье физическое или здоровье духовное? а, может быть, конкретные проявления здоровья - бодрый дух, хорошее самочувствие, настроение, занятия спортом, движение, разумный отдых» и другие «вторичные» идеи, связанные с «первичной» идеей - здоровьем.

Известные вопросы «кто? что? где? когда? почему? сколько? каким образом?» произошли из риторики. Они были и остаются частью ее общих мест - так назывались способы нахождения материала или доказательств в речи.

Ученики тренировались в составлении речей и сочинений по общим местам. Например, если тема «здоровье», то ответьте, «что это такое?». Допустим, что здоровье - это главное благо человека: ответьте на вопрос «Почему?». Допустим, потому, что «здоровье и хорошее самочувствие дают максимальную возможность заниматься любимым делом»; какого здоровья вы желаете другим? И мы пишем, нередко стандартно: «крепкого, большого, сибирского».

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика