Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

Поиск своего видения темы необходим потому, что человеку следует говорить лишь о том, в чем он достаточно компетентен. «Свой» взгляд на предмет речи, само наличие такого взгляда - одно из важнейших подтверждений компетентности оратора. Определяя свое понимание темы, нужно представить ее во всей широте, увидеть все ее аспекты, все составляющие. Нужно задавать себе вопросы, касающиеся данной проблемы, например, о главных ее трудностях, о конкретных фактах, событиях, именах, с ней связанных. «При подготовке некоторых тем, - советует Д. Карнеги, известный американский специалист в области ораторского искусства, - весьма рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что думали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начинайте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это важно, очень важно».

Необходимость второго этапа определяется тем, что в речи, даже положительной, нельзя да и невозможно рассмотреть слишком большой круг вопросов. Следует ограничить рамки выступления, наметив определенную проблему (реже - несколько проблем) для обсуждения. На этой стадии уже вырисовываются концептуальные ориентиры. В соответствии с ними систематизируются в первом приближении имеющиеся по теме знания и материал: факты, доводы, статистические данные. В результате этих умственных операций формулируются отдельные пункты, тезисы и рассуждения будущей речи.

Изучение литературы вопроса - «присвоение» чужого опыта - это третий этап разработки концепции, актуальный тогда, когда позади анализ темы, выбрана проблема исследования. Только в этом случае дальнейшие поиски идей, аргументов и фактов идут в одном строго определенном направлении. Оно разумно ограничивает «нахождение материала», тот круг источников и специальной литературы, через которые оратор овладевает темой. Так экономится время, отсекается лишнее, второстепенное, то, что мало связано с избранной проблемой (темой). Так обеспечивается более рациональная организация умственного труда.

Последний этап предполагает не просто пополнение знаний, относящихся к теме, но их расширение и углубление путем осмысления всего прочитанного. Это, в свою очередь, требует коррекции, внесения новых деталей, устранения каких-то компонентов в первоначальной концептуальной наметке. Идет процесс обобщения и критического разбора собственного первичного и изученного чужого опыта, ведущий к формированию позиции. Естественно, что начальный замысел не всегда реализуется: он может сильно измениться или приобрести другие акценты в содержании, в системных отношениях между его элементами. На этом этапе четко оформляется главная идея, объединяющая все составляющие речи в композиционное целое - текст.

Рассмотренное выше развитие концепции находится в соответствии с поэтапностью формирования знаний, умений и навыков, которая объективно существует и выявлена в методико-педагогических теориях. Называются четыре последовательных стадии: ознакомительная, стандартизирующая, варьирующая, творческая. Все они представлены в разобранной нами схеме построения концепции.

Таким образом, концептуальный закон риторики учит систематизировать знания, материалы, всесторонне анализировать тему, ставить и решать определенную проблему, формировать собственную позицию - грамотно строить концепцию всей речи. Такое умение - и залог, и фундамент ораторской деятельности, коммуникативного успеха.

Для четкого и сжатого формулирования концепции целесообразна тезисная форма. Тезисы - речевой жанр, в рамках которого тексты строятся как система кратко сформулированных основных положений. Для этого жанра характерны: проблемно-информативное содержание, его компрессия (сгущенность), системность, краткость. Вместе с тем, форма тезисов не нормативная, а предикативная: мысли обозначаются не отдельными словами или словосочетаниями, но должны быть выражены полными, структурно оформленными предложениями. В тезисном речевом произведении выделяются, как правило, следующие композиционные части: 1) предельно сжатая преамбула (введение), 2) основное изложение, 3) заключительный тезис.

Мысленное формулирование тезисов (а еще лучше - их запись) свидетельствует о том, что концепция разработана, творческая позиция сложилась. Следующий этап ораторской деятельности в ее докоммуникативной фазе (до встречи со слушателями) - это развитие, обогащение тезисов, обоснование концептуальных установок, подбор и организация материалов речи.

Разработка концепции и дальнейшая работа над содержанием, а также формой и строением речи обязательно должны быть сопряжены со стратегией и тактикой речи: без этого концепция «не работает». Создавая концепцию, оратор должен постоянно иметь в виду основное направление своей речи, ее «сверхзадачу» (стратегический закон риторики).

Например, в лекции о вреде курения такой «сверхзадачей» будет, по-видимому, стремление говорящего внушить слушателям мысль: «Необходимо бросить курить!», а также стремление подвигнуть курильщиков на решительные, волевые действия по преодолению пагубной привычки.

Не менее важно правильно построить тактику выступления: она предусматривает наиболее эффективные в данных условиях приемы и способы аргументации, помогающие решить «сверхзадачу» (тактический закон риторики). Развивая мысль о пагубной привычке к табаку, оратор, конечно, использует разные приемы воздействия: приведет статистику раковых заболеваний у курильщиков, данные о том, что одна сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Однако общих, рассчитанных на любого человека сведений еще недостаточно, - нужны такие, которые помогут добиться цели именно в этой, данной аудитории. Если она, к примеру, женская, то можно в красках и образах показать, как пагубно курение для внешнего облика, как быстро уносит оно красоту, свежесть (желтые зубы, желтая кожа, морщины, неприятный запах изо рта и др.), как оно сказывается на здоровье детей; можно привести и другие, рассчитанные в первую очередь на женское восприятие, доводы.

Культура мышления, умение разработать концепцию речи с учетом ее стратегии и тактики помогают оратору овладеть темой выступления, ставить и решать актуальные для слушателей проблемы. Все это способствует рациональной доаудиторной подготовке оратора, предусматривает планируемое воздействие на аудиторию.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика