Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

5. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РЕЧИ

5.1. Знание предмета и учет своего опыта

Культура мышления оратора - это интеллектуальная база, уровень которой определяет качество ораторской деятельности в целом и с точки зрения содержания - в частности.

При подготовке каждого конкретного публичного выступления это проявляется в умении оратора разработать концепцию своей речи. Термин «концепция» (от лат. conceptio - восприятие) широко известен в разных сферах научной речи и в общелитературном языке. С ним связано несколько значений:

1) основная мысль, идея произведения, учения и пр.;

2) система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление;

3) способ рассмотрения или понимания чего-либо;

4) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.);

5) программа действия.

В риторике значение этого термина складывается с учетом всех отмеченных лексико-семантических вариантов слова, но вместе с тем конкретизируется, приобретая вполне определенное содержание.

Концепция - сумма знаний о предмете речи, выраженная в краткой, четкой, последовательно развертываемой форме. Разработка концепции - не единовременный акт, требуется система последовательных интеллектуальных действий. При этом логика овладения темой, проблемой предполагает поэтапность - строгую последовательность шагов в создании концепции.

Даже небольшое выступление, чтобы оно было по-настоящему качественным, эффективным, требует разработки концепции. Эта деятельность связана с такими мыслительными операциями, как осознание и формулирование целей, задач, вычленение разных аспектов в развитии темы, выделение главного и второстепенного, установление системных связей между понятиями и другими составляющими предмета речи. Однако начинать нужно, разумеется, с определения предмета речи, темы, основной проблемы. Для этого полезно глубже уяснить содержание этих категорий.

Предметом речи может быть человек, книга, событие, какой-либо процесс, природное явление, группа лиц, свойства кого- или чего-либо, идея, афоризм и т.д. Предмет речи - это некая целостная часть окружающего мира, которой посвящено речевое произведение. Предмет речи, как видно из перечисления различных возможных «частей окружающего мира», может быть материальным или идеальным.

Тема - это предмет, отраженный в определенном ракурсе, ставший содержанием речи; развитие темы дает видение предмета под определенным углом зрения - в соответствии с целями и задачами, которые ставит себе выступающий. Тема - это главное, о чем говорится, это материал, отобранный и организованный с учетом коммуникативной установки и условий ораторской деятельности.

Проблема - та мыслительная задача, которую определяет себе и которую так или иначе решает автор речи. Проблема бывает часто настолько тесно связана с темой, что трудно разделить их, и тогда лучше говорить о проблемной теме - темой становится сама проблема.

Ясное и доступное изложение темы, проблемы, корректное их освещение в ораторской речи прямо связаны с грамотной разработкой концепции: она есть, как уже было отмечено, основа мысли-речи оратора.

Последовательность шагов, поэтапность в разработке концепции может быть представлена следующим образом:

1. Поиски своего видения предмета речи и темы.

2. Анализ темы, т.е. выбор проблемы для изучения темы.

3. Исследование проблемы через призму имеющегося чужого опыта, ее изучение, «присвоение» накопленных в литературе знаний, связанных с данной проблемой.

4. Критическое осмысление чужого опыта, пропускание его через призму своего понимания и наоборот; анализ и синтез «чужого» и «своего» -формирование позиции.

Схематически это можно изобразить так, чтобы последовательность этапов была показана как восхождение к главной цели концептуального развертывания речи - к формированию собственной позиции оратора:

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика