Риторика
4.4. Пафос диалога
Пафос, т.е. содержательное намерение любого диалога, определяемое целью, с которой данный диалог ведется. Всякий диалог ценится по его результативности, т.е. по тому, в какой мере содержательное намерение диалога реализовано. Диалог считается успешным, если его пафос получил удовлетворительное выражение в обмене репликами.
Содержательное намерение диалога может быть удовлетворено в зависимости от интересов участников диалогов.
С точки зрения отдельного участника диалога, содержательное намерение, как правило, не совпадает с результатом диалога. Ориентируясь на свою цель, участник диалога может сказать, добился он своей цели или нет.
С точки зрения диалога пафос состоит не в том, чтобы один из участников добился цели, а в том, чтобы диалог был эффективен как общее словесное действие всех участников. В результате диалога выигрывает (или проигрывает) либо общество в целом, либо его часть.
Например, собрание может быть увлечено оратором и принять решение, выгодное оратору, но невыгодное всем. Собрание может не принять решения и этим обеспечить общую выгоду, хотя отсутствие решения может не входить в цели отдельных ораторов. Это значит, что пафос диалога не то же самое, что пафос монолога.
Качество диалога состоит в его интенсивности, т.е. наименьшем количестве реплик, необходимых для завершения диалога, в целенаправленности диалога с точки зрения условий, предоставляемых ему этосом, и с точки зрения принципиальной направленности на тот или иной тип общественного интереса.
Так, лицо, управляющее дебатами, стремится, во-первых, обсудить и исчерпать вопрос как можно меньшим количеством выступлений и их краткостью, во-вторых, не позволяет участникам отойти от темы и, в-третьих, старается добиться глубокого решения вопроса, т.е. учесть все интересы и суждения и соединить их конструктивной мыслью или решением.
Эти три аспекта пафоса делают дебатирование искусством. В любом диалоге скрыто искусство организации дебатирования. Пафос диалога организует через искусство дебатирования пафос конкретного монолога.
4.5. Логос в диалоге
Логос в диалоге - это тот смысловой и словесный «остаток», который оседает в виде опыта, решений и действий участников диалога. Собственно говоря, диалог ведется ради логоса. Речевой логос в диалоге состоит из осведомленности и связанности речами всех участников диалога.
Признаки речевого логоса в диалоге следующие:
Речевой логос структурен, если:
отсутствует личная осведомленность и (или) готовность к поступку (тогда речевой логос диалога теряет субъективную силу);
отсутствует однородность понимания и (или) связанность речами (тогда нет речевого логоса, диалог не состоялся);
отсутствует обусловленность понимания и (или) совместных действий (то диалог остался беспредметным). Утрата субъективной силы, т.е. уверенности в правоте, утрата результатов диалога, т.е. общности смысла, и беспредметность, т.е. отсутствие единства содержания, разрушают речевой логос в диалоге.
В результате устного диалога откладываются следующие сведения: 1) новизна содержания и формы речи; 2) различия и сходство интересов обеих сторон; 3) различие и сходство намерений обеих сторон; 4) проверка на ошибки; 5) соотношение нового содержания высказывания к уже известным. 6) накопление опыта общения с разными лицами.
Таким образом, логос диалога сначала делится на:
а) создание и накопление опыта диалогического общения;
б) понимание отношений нового и старого в содержании и форме речи;
в) установление единства и различия интересов;
г) установление единства и различия намерений; д контроль за правильностью речи-мысли;
е) единство понимания высказываний;
ж) единство решения интеллектуальной задачи;
з) единство действия, т.е. действия в условиях разделения обязанностей. Это значит, что логос в диалоге - подвижная категория, когда мысль
участников проходит определенные ступени развертывания. Эти ступени развертывания представляют собой коллективный процесс, когда каждый из участников диалога стремится добиться единства понимания, решения и действия.
Пункты а-д и е-з есть формы логоса диалога. Эти формы вмещают в себя различное предметное содержание, по сути потенциально любое.
2009-05-16 01:04:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |