Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

4.3. Этос диалога

Виды речи различаются благодаря правилам этоса. Существуют следующие наиболее общие правила приема сообщения:

а) получателю рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;

б) получателю рекомендуется отвечать на сообщение, в котором к нему обращен вопрос;

в) получателю рекомендуется отвечать действием, которое предписано ему побуждением.

Из этого перечня видно, что рекомендуемыми способами действия получателя являются:

1) умолчание, если нет вопроса;

2) ответ словом, если нет побуждения;

3) пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения;

4) действие, если нет специального побуждения к бездействию. Основные правила речевого этикета:

Знаком «-» обозначен тип ответа, не рекомендуемый речевым этикетом, знаком «+» обозначен тип ответа, предписанный речевым этикетом, знаком «0» обозначен ответ, который допускает свободу выбора.

Как видно, при продлении общения все виды речи стремятся перейти в повествовательные высказывания.

Правила этоса приводят к бесконечной продолженности диалога.

Правила для организации диалога делятся на три разряда. Первый разряд определяет отношения людей в диалоге:

1. Оценка человека по знанию форм речевого этикета: «лошадь узнают в езде, человека в общении».

2. Запрещения невежливой речи и рекомендация вежливости: «одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

3. Запрет оскорбления словом: «от дурака слышу».

Второй разряд определяет порядок ведения беседы и содержит следующие правила:

1. Слово идет впереди несловесного действия, предшествует несловесному действию: «умный языком, глупый руками».

2. Слушание предшествует говорению: «прожуй, прежде чем проглотить; прослушай, прежде чем говорить».

3. Значимое умолчание части диалога, выражающее восприятие и понимание сказанного: «молчание тоже ответ».

Третий разряд определяет типичные ошибки в организации диалога:

1. Ошибка в порядке ведения диалога: «вы слушайте, а мы будем молчать».

2. Ошибка в нарушении предмета диалога: «дед говорит про курицу, а бабка про утку».

3. Ошибка в избрании участника диалога: «глухой слушает, как немой речь говорит».

В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, то есть отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием, предпочтение выслушивать собеседника перед своей речью и, наконец, «уметь промолчать», не нарушив этикета беседы.

Этос и пафос результируют в речевой логос в правилах для говорящего. Эти правила разделены на четыре разряда: 1) осторожность, 2) замысел, 3) подготовка речи, 4) типичные ошибки.

Правила осторожности выглядят так: «слово не воробей: выпустишь -не поймаешь», «невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя».

Замысел речи: «прежде чем говорить, подумай о смысле слов», «лучше хорошо молчать, чем плохо говорить».

Создание речи: «смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано».

Типичные ошибки: противоречие содержания речи ситуации общения (неуместность): «лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя». Тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны): «учит рыбу плавать». Многословие (избыточность): «веревка хороша, когда длинна, а речь - когда коротка».

Правилам для говорящего противостоят правила для слушающего:

1. Искать различие в речи, получаемых от разных лиц: «сто человек -сто мнений».

2. Делить полученные высказывания на истинные и ложные.

3. Отделять интересы говорящего от содержания его высказывания: «не принимай решения, выслушав только одну сторону».

4. Распознавать и разделять намерения и интересы говорящего, характер ситуации и содержание речи: «лиса знает сто сказок и все про курицу».

5. Определять искренность говорящего: нет ли за его словами того, что может нанести ущерб: «зайцу говорит «беги», борзой говорит «лови».

6. Сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете: «кто передает тебе о других, тот передает другим о тебе».

7. Оценивать ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: «немного слов, много оговорок» (неопределенность суждения).

8. Уяснять ошибки в содержании речи в связи с ее модальностью, т.е. оценить отношение говорящего к своей речи: «танцевать не умеет, а говорит: пол кривой (самооправдание)», «гнев шагает впереди, ум сзади» (искажение истины в гневе).

Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий определяет, не нанесет ли ему говорящий скрытого и явного ущерба. Этот закон можно назвать законом устранения вреда от речи.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика