Риторика
4.3. Этос диалога
Виды речи различаются благодаря правилам этоса. Существуют следующие наиболее общие правила приема сообщения:
а) получателю рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;
б) получателю рекомендуется отвечать на сообщение, в котором к нему обращен вопрос;
в) получателю рекомендуется отвечать действием, которое предписано ему побуждением.
Из этого перечня видно, что рекомендуемыми способами действия получателя являются:
1) умолчание, если нет вопроса;
2) ответ словом, если нет побуждения;
3) пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения;
4) действие, если нет специального побуждения к бездействию. Основные правила речевого этикета:
Знаком «-» обозначен тип ответа, не рекомендуемый речевым этикетом, знаком «+» обозначен тип ответа, предписанный речевым этикетом, знаком «0» обозначен ответ, который допускает свободу выбора.
Как видно, при продлении общения все виды речи стремятся перейти в повествовательные высказывания.
Правила этоса приводят к бесконечной продолженности диалога.
Правила для организации диалога делятся на три разряда. Первый разряд определяет отношения людей в диалоге:
1. Оценка человека по знанию форм речевого этикета: «лошадь узнают в езде, человека в общении».
2. Запрещения невежливой речи и рекомендация вежливости: «одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».
3. Запрет оскорбления словом: «от дурака слышу».
Второй разряд определяет порядок ведения беседы и содержит следующие правила:
1. Слово идет впереди несловесного действия, предшествует несловесному действию: «умный языком, глупый руками».
2. Слушание предшествует говорению: «прожуй, прежде чем проглотить; прослушай, прежде чем говорить».
3. Значимое умолчание части диалога, выражающее восприятие и понимание сказанного: «молчание тоже ответ».
Третий разряд определяет типичные ошибки в организации диалога:
1. Ошибка в порядке ведения диалога: «вы слушайте, а мы будем молчать».
2. Ошибка в нарушении предмета диалога: «дед говорит про курицу, а бабка про утку».
3. Ошибка в избрании участника диалога: «глухой слушает, как немой речь говорит».
В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, то есть отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием, предпочтение выслушивать собеседника перед своей речью и, наконец, «уметь промолчать», не нарушив этикета беседы.
Этос и пафос результируют в речевой логос в правилах для говорящего. Эти правила разделены на четыре разряда: 1) осторожность, 2) замысел, 3) подготовка речи, 4) типичные ошибки.
Правила осторожности выглядят так: «слово не воробей: выпустишь -не поймаешь», «невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя».
Замысел речи: «прежде чем говорить, подумай о смысле слов», «лучше хорошо молчать, чем плохо говорить».
Создание речи: «смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано».
Типичные ошибки: противоречие содержания речи ситуации общения (неуместность): «лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя». Тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны): «учит рыбу плавать». Многословие (избыточность): «веревка хороша, когда длинна, а речь - когда коротка».
Правилам для говорящего противостоят правила для слушающего:
1. Искать различие в речи, получаемых от разных лиц: «сто человек -сто мнений».
2. Делить полученные высказывания на истинные и ложные.
3. Отделять интересы говорящего от содержания его высказывания: «не принимай решения, выслушав только одну сторону».
4. Распознавать и разделять намерения и интересы говорящего, характер ситуации и содержание речи: «лиса знает сто сказок и все про курицу».
5. Определять искренность говорящего: нет ли за его словами того, что может нанести ущерб: «зайцу говорит «беги», борзой говорит «лови».
6. Сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете: «кто передает тебе о других, тот передает другим о тебе».
7. Оценивать ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: «немного слов, много оговорок» (неопределенность суждения).
8. Уяснять ошибки в содержании речи в связи с ее модальностью, т.е. оценить отношение говорящего к своей речи: «танцевать не умеет, а говорит: пол кривой (самооправдание)», «гнев шагает впереди, ум сзади» (искажение истины в гневе).
Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий определяет, не нанесет ли ему говорящий скрытого и явного ущерба. Этот закон можно назвать законом устранения вреда от речи.
2009-05-16 01:04:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |