Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

3.9. Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике

Научная литература развивается с XVII в. Она содержит ученые письма и сочинения. Само авторство, его известность в ученых кругах, удостоверяет добросовестность и квалифицированность наблюдений и выводов.

В XVIII в. стиль автора низкий и средний, адресованный гражданской риторике, в Х1Хв. в стиль научных сочинений вносятся элементы художественной развлекательности, в XX в., особенно во второй половине, - элементы стиля массовой информации, популяризации и информатики («лаборантский стиль»).

Образ автора в научной литературе - убедительный. Его цель убедить читателя отнестись с доверием к тому, что сказано. Это выражается в обилии модальных слов и оборотов, фиксации примеров и выявленности логики рассуждения.

В отличие от научной литературы образ автора художественной литературы индивидуален, автор составом словаря, ритмом, оборотами выставляет себя перед читателем человеком определенного рода. У читателя должно складываться представление о новом житейском типе человека вместе с каждым новым образом. Основа художественной литературы - развитие индивидуального стиля речи.

Образ автора журнальной литературы связан с той группой читателей, которые являются подписчиками журнала как часть общества, на которую должно распространиться влияние журнала. Поэтому риторическая обусловленность образа автора образом совокупного читателя в журнальной литературе специально выделяется методом отождествления образа автора с образом читателя.

3.10. Образ автора в массовой коммуникации

Образ автора в массовой коммуникации, как и в журналистике, прямо отождествляет себя с получателем массовой коммуникации («мы работаем для вас»). Автор формирует свой образ так, как будто он служит всему обществу и каждому его члену в отдельности. Поэтому отождествление с получателем ассоциируется с сервильностью («Мы даем вам информацию, которая вам нужна и вас интересует») так, что вам удобно ее получать.

Этот отождествительный и сервильный образ относится к массовой информации, рекламе и информатике, в которых сознательно моделируется тип получателя и его действия по потреблению информации и эти механизмы и действия не скрываются.

Конкретные образы различаются, с одной стороны, по видам массовой коммуникации - реклама, массовая информация, информатика - и по стилю организаций создателей текстов, с другой.

Образ автора в рекламе, как правило, скрыт. Поэтому получатель рекламы различает ее виды (устная, печатная, через газету, ТВ и т.д.), но не различает стилистики рекламных агентств.

Образ автора в массовой информации, напротив, дан наиболее ярко художественной формой подачи программы, графическим оформлением, рубрикацией, составом материалов. Каждый орган массовой информации имеет «свое лицо», являющееся проявлением его совокупного стиля. «Лицо» органа массовой информации всегда имеет две стороны - традиционную, т.е. воспроизводящую черты стиля в каждом выпуске, и избирательную, ориентированную на группу потребителей.

Образ автора в информатике складывается из игры-диалога с потребителем текстов информации - информационных программ. Каждая программа для оперирования ею требует обучения. Обучение ведется по печатному тексту и на опыте. Поэтому образ автора в информатике это как бы заманивание в пользование программой ради приобретения программы (см. схему).

Образ данной речи со стороны говорящего - это замысел речи, выраженный определенным стилем. Образ речи со стороны слушающего - это совокупность содержания, которое он улавливает. Оно вмещает в себя оценку личности говорящего, оценку содержания речи, оценку связи личности с содержанием.

Так, замысел речи для лектора должен уложиться в одно предложение -название, которое очертит общий объем содержания. Например, «теория города» рождает у слушающего какую-то картину исследования города как сложного образования: почва, растения, животные, строения, транспорт, связь, оборудование и т.д.

Для аудитории образ речи представляет смысловое единство, которое начинается от стиля речи и через средства композиции обращается к эмоциям и знаниям.

Раскрытие названия в тексте речи обязательно содержит индивидуальное отношение к предмету, субъективное, авторское. Чаще всего опытный оратор не делает прямого вывода, а заставляет это сделать слушателей, подведя их к выводу о результате выступления. Он представляет слушателям возможность самим закончить мысль, не называя ее прямо.

Образ речи развертывается, таким образом, в трех основных категориях: название, намек, содержащийся во всем тексте речи, выводы. Если эти три категории не представлены вместе, речь оценивается как примитивная и плоская, хотя и полезная. Исчезает проблемность, т.е. то качество содержания, которое заставляет слушателя мыслить, а не только запоминать.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика