Риторика
3.3. Образ автора и вид речи
Риторика предполагает, что каждому роду, виду или разновидности словесности должен отвечать свой общепринятый образ автора. Кроме того, необходимо учитывать изменения стиля жизни и стиля речи, обусловленные большими различиями между языками и народами.
При изучении риторики какого-либо языка следует учитывать следующее:
1. Вид речи (вид словесности) - черты образа автора, задаваемые этим видом словесности.
2. Развитие видов словесности - дифференциация образа автора по видам словесности.
3. Развитие стиля жизни и стиля речи в видах словесности - характерные черты в образах автора, вызванные изменением стиля речи и жизни.
Кроме того, каждый отдельный речедеятель (отдельный человек или коллектив) имеет свои уникальные индивидуальные черты создателя речи. Изучение этого стиля - предмет стилистики.
3.4. Образ автора в семейно-бытовой речи
Семейная, бытовая речь как особый вид речи строится на основе разделения семьи по полу, возрасту и типу принадлежности к семье - прямые и непрямые родственники, домочадцы - люди, не являющиеся членами семьи, а взятые в дом по соображениям дружбы, воспитания и др. Эта речь неотделима от этапов ее развития с точки зрения исторических традиций.
Этапы развития русского семейного этикета:
1. Крестьянский семейный этикет. Основан на том, что дети являются лицами, находящимися «в воле» родителей, т.е. не имеют своего имущества, и их труд находится в распоряжении родителей. Родители обязаны воспитать детей в знании этикета и передать им трудовые навыки. Затем происходит «выделение» сына - его женитьба и выделение собственного надела земли. Дочь также по воле родителей выдается замуж, снабженная приданым.
Отношения супругов объясняются разделением труда, каждый ведет свою часть работ, а работы делятся на мужскую и женскую, соответственно обучение детей строится по половому признаку.
Поэтому каждый ритор в крестьянской семье имеет три образа: образ равноправного партнера в отношениях мужа и жены, образ воспитателя в отношениях родителей и детей и образ гостя и хозяина в отношениях с соседними домами и близкими и дальними родственниками.
2. Религиозные образы семейного ораторства строятся на выделении религиозных обязанностей главы семьи. Глава семьи - в полной семье это муж - принимает на себя обязанности религиозного наставничества. В соответствии с этим он правит молитву за трапезой, ведает посещением церкви и чтением религиозных книг. Поэтому дополнительно к образу партнера-супруга, воспитателя-отца, образу гостя и хозяина глава семьи должен принять образ гомилетического оратора-проповедника.
3. В XVIII в., веке просвещения, происходит новое развитие образа гостя-хозяина, который становится просвещенным светским человеком. Образ светского человека отличается тем, что он сочетает в себе знание иностранных языков, чтение светской литературы, поддержание отношений в просвещенном кругу людей.
Образ светского человека не утрачивает образа религиозного и семейного ораторства, восходящего к крестьянской семье. Но эти образы остаются внутри семей, а связи семей, возникающие на основе образованности, создают светскость ораторства, воспитываемого в семье и школе - посредством профессионального учительства. На этой основе создается светское общество, где служение государству есть добровольный патриотический акт и карьера, а не обязанность.
Это основа светскости как этикетной нормы общения. Образ светского человека противопоставляется образу вульгарного человека независимо от его сословной принадлежности.
Дальнейшее развитие образа светского человека в семейном ораторстве - образ интеллигентного человека, т.е. человека, получившего в университете, институте или в военных училищах образование. Он входит в образованные круги семейного общения в противоположность лицам, не имеющим достаточного светского образования. Образ интеллигента всесословен. В обязанности интеллигента входило воспитание детей-интеллигентов.
4. Революция 1917 г. разрушила материально-юридические основы семьи, идущие от имущественных отношений супругов и детей. Материальная основа родительского авторитета заменилась демократическими формами общения в семье как в коллективе, где каждый имеет равные права, но неравные возможности. В семейном общении стала преобладать эристика. Авторитет родителей стал основываться на формах эристики - эристических условиях. Это же стало практиковаться детьми в отношении родителей. Фамильярные обращения стали применяться и в формах общения родителей между собой. В кругу общения гость-хозяин стали преобладать не светски-интеллигентные, а деловые отношения, управляемые общественным мнением за пределами семьи.
2009-05-16 01:04:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |