Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

3.2. Принципы оценки речи

Первое, о чем должен думать оратор, - это об оценке его речи другими людьми. Аудитория оценивает публичное выступление с точки зрения влиятельности и эффективности одновременно. Каждый усложнит оценку в зависимости от своего пола, возраста, знаний, темперамента, настроения,

своих задач и т.п. с точки зрения эффективности, но не с точки зрения влиятельности.

Достаточно объективно речь может быть оценена только при анализе ее текста. Для анализа текста речи полезно применить основные категории риторики слушающего, впервые намеченные еще Аристотелем: образ оратора, виды речи, образ данной речи, речевая эмоция, логическое содержание речи, композиция и стиль.

На схеме показана последовательность правильного осмысления речи аудиторией. Видно, что содержание речи построено как бы слоями. Каждый верхний слой охватывает нижние слои. Так, образ автора охватывает все остальные пять слоев. При анализе содержания речи правильное истолкование ее возможно только тогда, когда переходят последовательно от верхних слоев к нижним. Если же начать анализировать речь с композиции, то получится неправильное представление о ее замысле и содержании.

внимательно принять все полученные сообщения;

предположить возможность непригодных и вредных предложений, предположений, мнений, содержащихся в принятых сообщениях;

в целях анализа пригодности следует отделить содержание сообщения от интересов говорящего;

распознать намерения и интересы говорящего в зависимости от его характера, занятий и истории личности;

установить позитивный смысл полученного высказывания;

в случае нужды оказать сопротивление высказываниям, имеющим целью вынудить слушающего совершить неверный поступок.

Говорящий прежде всего должен помнить об ущербе, который может причинить слово слушающему (все беды человека от его языка), а также самому себе от неправильного высказывания, от неверного или не так понятого слова.

Правила ведения речи для говорящего так же, как и правила речевого поведения для слушающего, должны быть построены как программа действий, имеющих определенную последовательность:

1. Необходимо продумать работу над словом (так как сказанное есть однократный акт, не допускающий переделок).

2. Произнести внутреннюю речь и во внутренней речи отобрать годную к

высказыванию, которая и произносится.

3. Такой отбор производится путем сравнения содержания высказывания с содержанием соответствующих по смыслу пословиц; отбраковываются противоречия, тривиальность содержания, длинноты в выражении, повтор сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие речи и действительности, возможное обесценение содержания высказывания слушателем.

4. Далее рекомендуется отделка речи в стилистическом отношении. Обе программы для слушающего и говорящего в целом построены так, что программа слушающего определяет программу говорящего и включена в нее.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика