Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

3. МОНОЛОГ

3.1. Понятие и формы монолога

Классическая риторика исследовала монолог и обучала ему. Монолог - развернутое высказывание одного лица. Хотя теоретически обосновать структуру монолога вне структуры диалога нельзя, античные авторы сумели разработать теорию монолога на примерах лучшего гражданского и судебного красноречия.

Строя теорию монолога, античные авторы опирались на фольклорную речевую культуру. Отсюда возникли две системы понятий риторик. Система понятий Аристотеля и система понятий Квинтилиана. Одна из них - аналитическая, ее создал Аристотель, другая - синтетическая, ее окончательно оформил Квинтилиан. Аристотелева система отражает правила для слушающего, а Квинтилианова - для говорящего.

В систему Квинтилиана положены четыре основные понятия: изобретение, расположение, словесное наполнение (элокуция) и исполнение речи. Так, поскольку изобретение речи зависит от творческих способностей человека, следовало развивать их. Необходимо было разделить врожденную способность - талант и благоприобретенную способность - образование. Ритор, чтобы не зарыть свой талант в землю, должен овладеть специальной профессией, требующей особых знаний и навыков. Это профессия управленца и юриста. Риторическому изобретению в методике Квинтилиана отводилось место завершения образования управленца.

Методика обучения ораторской мысли по Квинтилиану состоит в следующем:

1. Изучение теории риторики.

2. Изучение классических образцов ораторского искусства.

3. Подражание. Всякий оратор рождается от оратора.

4. Собственная ораторская практика.

Основываясь на хорошей практике, Квинтилиан дает советы как приготовить речь:

1. Выбрать тему, назвать ее и рассмотреть логически и прагматически.

2. Собрать материал к речи как можно более полно и проанализировать его.

3. Создать саму речь, т.е. расположить аргументы в соответствии с замыслом речи. Написать и выучить речь.

4. Произнести речь.

Важным вкладом в теорию риторики у Квинтилиана является учение о расположении частей речи:

1. Обращение. Его цель - привлечь внимание аудитории и расположить аудиторию к оратору.

2. Название темы - то, о чем оратор будет говорить, т.е. настроить слушателей на предмет и приготовить их к слушанию речи.

3. Повествование, которое состоит из описания истории предмета по существу, т.е. как возник вопрос, который подлежит разрешению и как сложилось само дело.

4. Описание - рассказ о том, каково дело в настоящее время.

5. Доказательство, которое состоит из аргументов логического характера, обосновывающих решение.

6. Опровержение, состоящее из аргументации от противного.

7. Воззвание - обращение к чувствам слушателя. Служит для того, чтобы сформулировать эмоциональное отношение к делу. Эта часть речи занимает предпоследнее место потому, что люди судят всегда скорее под влиянием эмоций, чем под влиянием логики.

8. Заключение - краткое изложение всего предшествующего и выводы по обсуждаемому делу.

Восемь частей речи, рожденные из устной риторики, были перенесены впоследствии в письменную и стали терминами, разделяющими на части любую речь.

К монологическим формам речи можно отнести такие жанры, как доклад, лекция, речь, слово, проповедь и др.

Доклад - это развернутое изложение на определенную научную, политическую, эстетическую или иную тему. Обычно перед докладчиком стоит задача изложить материал как можно более полно, подробно и всесторонне. Как правило, для докладов характерна высокая степень подготовленности, предварительное обдумывание, обоснованная аргументация. В докладах не бывает самоперебивов и отступлений, личность говорящего как бы отступает на второй план: это нужно, чтобы придать изложению объективный характер.

В научной сфере широкое распространение имеет лекция (вузовская, научно-популярная, цикловая/единичная и т.д.). При изложении материала говорящий стремится избежать коммуникативной неудачи (не поймут!). Это заставляет лектора тесно сотрудничать с аудиторией: задавать вопросы, чтобы установить и поддерживать контакт; апеллировать к собравшимся; более дробно, чем в письменной речи, членить информацию на сегменты (слова-опоры - итак, следовательно, мы видим и т.д.); постоянно напоминать об основной идее сообщения, возвращаясь к ней и повторяя главный тезис.

В общественной сфере широко распространены различного рода речи (приветственные, торжественные, дипломатические и др.). Огромное значение в трудные дни испытаний, во время защиты Родины от внешних врагов имеют военные речи. Так, благородный и суровый воин, пренебрегавший личным комфортом ради дела, князь Святослав всегда предупреждал своих врагов: «Хочу на вы идти». В годы Великой Отечественной войны стали крылатыми слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!».

Особо выделяется и такой жанр, как слово (вступительное, заключительное, прощальное и др.). В древние времена словами называли также литературные произведения и тексты в виде проповедей и посланий («Слово о полку Игореве»). Один из древнейших жанров монологической речи, выделявшийся еще в классической риторике, - надгробное слово. Часто такая речь получала общественную значимость и продолжала существовать уже как памятник ораторского искусства. Широко известным стало, например, «Слово на погребение Петра» Феофана Прокоповича; оно цитировалось во всех риториках XVIII в.

Еще один вид монологического публичного слова, роль которого сегодня возрастает, - проповедь. В древности этот жанр служил главным орудием религии, а дар проповедничества нередко получал значение пророческого. Проповеди могут быть различными - от уравновешенных, рассудительных до филигранно отделанных и патетичных. В них всегда присутствуют специальные ораторские приемы: риторические вопросы, восклицания, повторы, сложные периоды, ритмические перебои и т.п.

В связи с бурным развитием электронных СМИ возрастает значение радио- и телевизионной речи; уже сейчас она имеет десятки специфических жанров. Сложность и особенности речевого процесса здесь связаны с тем, что в радио- и телевизионной речи могут взаимодействовать разные семиотические (знаковые) системы: слуховой ряд (музыка, звуковое оформление), зрительный ряд (видеозапись, кино- и фотосъемка), собственно речь.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика