Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

2.2. Карта семьи. Семья и ее социально-психологическое окружение

Семья является одновременно малой социальной группой и общественным институтом. По определению социологов, «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности.

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями, а роль - это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Семейная роль - устойчивый образец поведения, одобряемый в семейной группе и ожидаемый от других членов, от личности в соответствии с занимаемой ею позицией в семье - отца, матери, дочери, сына и т.д.

Роли в семье всегда парные. Нельзя играть роль жены при отсутствии мужа, роль матери, отца при отсутствии сына или дочери. Роли в семье разделяются на:

1) супружеские роли - роли мужа, жены.

2) родительские роли - роли отца, матери.

3) родственно-родительские роли - роли сыновей, дочерей, сына, дочери.

4) семейно-родственные роли - роли братьев, сестер, брата, сестры.

По комплектности внутрисемейных ролей семьи могут иметь все 8 возможных ролей: две роли супружеские (муж, жена); две роли родительские (отец, мать); две роли родственно-родительские (сын, дочь); две семейно-родственные роли (брат, сестра).

Роль - сложное образование. Кроме самого поведения, в понятие «роль» включаются также ожидаемое поведение, чувства, цели, к которым должен стремиться человек, выполняющий определенную социальную роль, санкции и нормы. Нормы - это определенные правила, выработанные группой и принятые ею, которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы определяют, что конкретно должно выполняться носителем роли: мать должна помогать детям в овладении различными умениями и навыками, контролировать их поведение, в случае необходимости - наказывать. Санкции - реакции на выполнение или невыполнение роли. Например, осуждение окружающими матери, которая не выполняет своей роли, является именно санкцией.

Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом отмечен ряд требований, предъявляемых к системе ролей в семье.

• Во-первых, они должны создавать достаточно целостную систему. Если требования к представителю данной роли противоречивы, возникают серьезные трудности при её выполнении. Проблемы возникают также при противоречивости одних и тех же ролей, выполняемых индивидом. В настоящее время очень много внимания уделяется трудностям, с которыми сталкивается женщина-мать, совмещая производственную деятельность и супружеско-родительские обязанности.

• Во-вторых, совокупность ролей, которые выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей - в уважении, признании, симпатии.

• В-третьих, выполняемые индивидом роли должны соответствовать его возможностям. Когда требования при выполнении роли непосильны, может возникнуть нервно-психическое напряжение, тревога.

• В-четвертых, система семейных ролей, которые выполняет индивид, должна быть такой, чтобы обеспечить удовлетворение не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи. Ролевая структура, при которой отдых одного члена семьи обеспечивается за счет непомерного труда других членов, может стать психотравмирующей.

А.Н. Харитонов отмечает, что все члены семьи соединены целой сетью связей, которые невидимы, но, безусловно, существуют. Взаимодействие в семье осуществляется, как правило, по «принципу треугольника», сущность которого меняется в зависимости от того, кто в данный момент оказывается в стороне.

Карта семьи - схема взаимодействий в семье ее членов в треугольнике (отец, мать, сын), которая отражается графически.

Однодетная семейная структура характеризуется тремя коммуникациями: одной между супругами и по одной (а всего двумя) - между каждым из родителей и ребенком.

Двухдетная структура имеет шесть коммуникаций: четыре между родителями и детьми (по две на каждого родителя) и по одной - внутри родительской и детской пары.

Трехдетная структура имеет 10 коммуникаций: шесть между родителями и детьми (по три на каждого родителя), одна - внутри родительской и три внутри детской группы.

Если добавить к этому еще и различие по полу и возрасту, то усложнение структуры семейных интеграции неизбежно будет сказы ваться на степени сплоченности и устойчивости семейной группы. Наиболее эффективна и устойчива группа, состоящая из 5-7 членов (рис. 3).

Рис. 3. Карты семьи, состоящей из трех, четырех, пяти членов

Отношения между членами семьи могут быть персональными (отношения мать - дочь, отец - сын и т.д.) и групповыми (родители - дети, в больших семьях - отношения между супружескими парами).

Интерпретация семьи как общности людей, основанной на совместной социально значимой деятельности родителей и детей, предполагает изучение свойств семьи и признаков семейных изменений в связи с особенностями общесемейной деятельности. Внутренняя структура семьи тесно взаимосвязана с социально-психологическим окружением.

Семья в системе первичных и вторичных групп представлена на рис. 4.

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика