Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

5.5. Семья в советской и постсоветской России. Психологические особенности российской ментальности

Типичную советскую семью можно рассматривать как вариант аномальной языческой семьи с элементами православной модели. В такой семье:

- мужчина и женщина борются за доминирование; победа достается более сильному - не столько физически, сколько психически;

- существуют противостояние поколений, подавление детей и борьба детей с властью родителей;

- мужчина не несет ответственности за семью в целом;

- равенство мужчины и женщины рассматривается как достижение социализма.

Первоначальным идеалом женщины при социализме была рекордсменка, рабфаковка, ударница, боец Красной Армии: Гризодубова и Раскова, сестры Виноградовы, Роднина и Терешкова и пр. Сталин вспомнил о женщине-матери в связи со страшной убылью населения после Великой Отечественной войны: были введены звание «Мать-героиня», ордена и медали за воспитание родных и приемных детей. Фактически эти награды давались не за воспитание, а за рождение детей - за вклад в прирост населения.

Существует три варианта определения лидерства в семье: 1) наличие явного фактического главы семьи; 2) наличие формального главы семьи при фактическом равноправии родителей; 3) семья с неопределенным понятием главы. Семьи второго типа чаще встречаются в городах, семьи первого типа - в сельской местности.

Сегодня в России преобладает малая семья - «родители-дети». Из-за жилищных проблем, трудностей в воспитании детей, а также по ряду иных причин женатые дети остаются с родителями. Причем чаще всего с родителями остается замужняя дочь. Причину этого видят в более безболезненном разрешении разногласий между двумя хозяйками - матерью и дочерью, чем между свекровью и снохой.

Психологическая близость к сыну мотивирует ревность у свекрови по отношению к снохе, дочь же с самого начала воспитывается как «вторая мама». Пожилые родители также чаще проживают с замужней дочерью, чем с женатым сыном.

Единственный вариант приобретения устойчивости советской семьей - установление связи доминирования и ответственности: если ответственная за дела семьи мать, ей должна принадлежать власть.

По мнению З.А. Янковой и Е.Ф. Ачиловой, удовлетворенность браком определяется в основном наличием лидера в семье, что должно дополняться (но не заменяться) партнерскими отношениями в решении проблемы семьи, совместным проведением досуга. При этом для женщин важнее досуг во внесемейной сфере, а для мужчины - в семье, включая занятия с детьми. Вместе с тем воспитание детей является самостоятельной ценностью, не зависящей от «стабильности» семьи, под которой подразумевается риск развода.

Поскольку при социализме проблемы семьи - это в первую очередь проблемы, решаемые матерью, а не отцом, постольку большинство исследований в советской психологии, посвященных семье, отражают особенности отношений матери и ребенка. Причины трудностей социализации ребенка видят:

- в искажении структуры семьи (неполная семья),

- в аномальных стилях воспитания, которые применяет мать. Основное решение проблемы состоит в возвращении отцу его роли, характеризующей нормальную семью.

Психолог А.И. Захаров считает, что главной причиной детских неврозов является извращенная ролевая структура семьи: мать в такой семье излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и эмпатична, но требовательна и категорична. Если отец мягок, раним и не способен управлять ситуацией, ребенок становится для матери «козлом отпущения».

Отцовская роль имеет сложное содержание. М. Уэст и М. Коннер определяют ее следующими параметрами:

- количество жен и детей, которые имеет и за которые отвечает отец;

- степень его власти над ними;

- количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой (женами) и детьми в разном возрасте, качество этих контактов;

- в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми;

- в какой мере он ответственен за непосредственное и опосредованое обучение детей навыкам и ценностям;

- степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми;

- сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи и общины;

- сколько ему нужно приложить усилий для защиты или увеличения ресурсов семьи или общины.

«Если в так называемой патриархальной семье отец одновременно является кормильцем, носителем власти, наставником и примером для подражания, то в «развитых» обществах наблюдается разрушение структуры семьи: частое отсутствие детей в семье, бедность отцовских контактов с детьми, неумелость отцов, неспособность к уходу за младенцами и незаинтересованность в воспитании детей» (И. Кон).

Православные богословы подчеркивали значение трех основных отношений в семье: отношения власти, отношения ответственности, отношения любви. Любви в православии уделялось особое значение как компенсатору напряженного отношения «доминирование-подчинение». Муж признается в православии единственным главой семьи. Протоиерей Е. Попов (1901) отмечал: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее. Он творится самостоятельно, а жена, как младенец от матери, уже родится от него, получает свою жизнь из ребра его. В этом смысле она называется в слове Божием «останком духа мужа». Притом не муж создан для нее, а она сотворена из потребности его, чтобы быть ему в сообществе с подобным. В душевных слабостях и способностях муж тверд, самостоятелен. На этот раз он отличается рассудительностью. Жена же обладает более памятью и воображением, но и глубоким взглядом на предметы, особенным чутьем к частностям в деталях; в ее суждениях более чувства, чем мысли, в действиях - более подражательного, чем самостоятельного... В отношении долга и семейства муж «голова и руки», а жена только «грудь и сердце»... Жена совершенно равна мужу по общечеловеческим правам... но за всем тем равенство ее с мужем во главе Христа не уничтожает ее подчинения мужу, как и подчинение не уменьшает равенства в Господе ... Но лишь только жена будет искать и действительно достигнет первенства над мужем, тотчас внесет беспорядок и в собственную жизнь и во весь дом». Автор этот оказался пророком в своем отечестве. Предсказания сбылись в деталях: чем более различия в образовательном уровне жены и мужа, тем больше шансов, что брак завершится разводом.

Православие считало ответственными за воспитание детей в равной степени и отца, и мать. Мать, с точки зрения православной этики, является транслятором, передатчиком воспитательной воли отца, главным посредником между детьми и отцом.

В современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за неё ответственность, быть образцом для подражания.

Модель современной российской семьи - модель, в которой ответственность за семью несет мать; она доминирует и более близка с детьми эмоционально.

Между тем, российские дети ожидают от отца выполнения его традиционной функции. Большинство мальчиков и половина девочек обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. По мнению детей, занятие домашним хозяйством - это главное дело матери. Вместе с тем мальчики проявляют большую привязанность к матери, очень боятся ее холодности, невнимания, отчуждения от нее. Мальчики предъявляют больше требования к матери, а девочки - к отцу.

Однако данные эмпирических исследований показывают, что отцы сегодня имеют неплохой шанс изменить ситуацию в свою пользу. Во-первых, большинство подростков опрошенных семей утверждают, по данным В.Н. Дружинина, что отец зарабатывает больше, чем мать, хотя мать доминирует в семье и домашнем хозяйстве. Декларируя, что в семье главой является отец, они указывают, что реально в семье распоряжается мать. У отца нет реальной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей утверждает, что мама их любит больше, чем папа; при конфликтах в семье дети принимают сторону матери. Во-вторых, папы чаще играют с детьми, участвуют в семейных развлечениях, заступаются за детей, учат их постоять за себя.

Таким образом, модель семьи в постсоветской России, по мнению В.Н.Дружинина, имеет шанс принять такой вид: доминирует мать, следующим идет отец, дети подчинены. Отвечает за семью отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика