Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

Утверждая доминирование мужа над женой, Сильвестр не меньшее внимание уделяет проблеме отношений отца и детей. Причем, под ребенком подразумевается всегда сын. Проблема непослушания - языческая борьба поколений - не менее остро стояла в то время, чем сегодня.

Но христианство Сильвестра здесь кончается, поскольку он предлагает «силовое» и языческое решение этого вопроса: «Наказывай сына своего в юности его и упокоит тебя в старости твоей и придает душе твоей, и не жалея бей ребенка; если крутоти посечь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, направь и на них свою строгость, тем сохрани их от бед телесных ...» Своеобразно понимается содержание эмоциональной близости отца и сына: «Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом нахвалишься им, наказывай сына своего в юности и порадуешься потом на него в зрелости и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться и позавидуют тебе враги твои. Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя; в мелочи послабишь - в большом пострадаешь, скорбя, и в будущем будто занозу вгонишь в душу свою. И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не повинится перед тобой и не станет тебе досадой, болезнью души и разорением дома, погибелью имущества, и укоризною соседей, и насмешками врагов, и пеней властей, и злою досадой».

Насилие физическое и жесткая регламентация поведения - лучшие методы, чтобы воспитать невротиков и психопатов. Россия, кровью умытая, доказала это всему миру и доказывает по сей день.

Более увещевательно обращается Сильвестр к сыновьям: «Чада вслушайтесь в заповеди господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в боге во всем, и старость их чтите, и помощь их и всякую скорбь от всей душе на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за это простятся грехи ваши, и бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя».

Оставляя за отцами права «сокрушать ребра» своих чад, Сильвестр проповедует послушание и любовь детей к родителям. Но, понимая, что благих слов может оказаться недостаточно, автор-редактор «Домостроя» переходит к угрозам: «Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед богом грешен и проклят людьми; того, кто бьет отца или мать, - пусть отлучат от церкви и всех святынь, и пусть умрет он лютой смертью от гражданской казни, ибо написано: «Отцовское проклятие иссушит, а материнское искоренит».

По мнению В.Н. Дружинина, прибегая к магическому заклинанию в качестве последнего аргумента, «православный» книжник показал свою совершенную неспособность решить проблему отцов и детей, а точнее отца и сына с христианских позиций: через воспитание не только послушания отцу, но и чувства ответственности сыновей за мать и семью в целом.

Проследим, каким же образом воплотилась модель идеальной православной семьи в быт русского человека досоветской эпохи.

Христианская семья относится к типу малой индивидуальной семьи, где совместно живут два поколения - родители и дети. Однако у русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала «большая семья», объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Причем в Центральной России семьи были более простого типа и строились на основе прямого кровного родства: они включали родителей, несколько женатых сыновей с их семьями. В барщинных районах Южной России в семьи включались родственники как по прямой, так и по боковой линиям. Вместе жили двоюродные и троюродные братья, племянники и «приемыши». Среди семей различались «отцовские» и «братские». В первых во главе стоял «большак». Семья включала деда, сыновей, внуков, правнуков. «Большаком» считался наиболее опытный, трудоспособный и зрелый мужчина. В «братские» семьи входили женатые братья со своими женами и детьми. Главой в такой семье был старший брат. Имущество считалось общей собственностью. Но патриархальная власть «большака» распространялась на всех членов семьи. Советницей «большака» была «большуха», старая женщина, которая вела домашнее хозяйство. Если в XII-XIV вв. «большуха» имела реальную власть над младшими мужчинами семьи, а зачастую и над мужем, то позже роль ее изменилась. Положение остальных женщин было незавидным. Овдовевшие женщины (кроме «большухи») не наследовали имущества мужа. Вдовы, солдатки, сироты были совершенно обездолены. На нужды их и их детей ничего из общесемейных средств не тратилось. Свои роли «большак» и «большуха» исполняли пожизненно.

Позже, в XVIII и к середине XIX вв., в России начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии. Это послужило предпосылкой христианизации структуры русской семьи, поскольку модель православной семьи описывает малую семью.

Христианизация отношений повлекла, с одной стороны, преодоление забитости младшего поколения сложной семьи. Сыновья стали вмешиваться в хозяйственную деятельность отца и сами строить личную жизнь. С ослаблением воли «большака» женщина стала независимой, и жены, на первый взгляд, стали равноправны с мужьями. Однако главой семьи остался отец. Именно отец представлял семью перед обществом, в сельских собраниях и пр. В отсутствие отца интересы семьи в миру отстаивал старший сын, он же руководил делами внутри семьи и наследовал отцу. Женщина становилась главой семьи после смерти мужа лишь в том случае, когда в семье не было взрослого сына.

Хотя этнографы и подчеркивают, что к концу XIX в. женщина в российской традиционной семье (низших классов и сословий) получала большую самостоятельность, поскольку мужья часто уходили на заработки, но признают, что в крестьянской среде долго держалось мнение, что женщина должна быть в подчинении мужчины. Это мнение поддерживалось церковью и закреплялось юридическим неравенством.

Пролетаризация, по мнению В.Н. Дружинина, приводит к повышению авторитета женщины в рабочей семье. Скорее всего, за счет падения авторитета мужа. Еще в начале века этнографы отмечали, что авторитет женщины в семье рабочего выше, чем в крестьянской семье.

Современная российская семья не подходит под категорию православной, о ней пойдет речь в дальнейшем.

Таким образом, к XIX в. в российской культуре низших слоев населения утвердился тип малой семьи со структурой, соответствующей модели православной семьи: шкала доминирования соответствует шкале ответственности, члены семьи ранжированы в порядке убывания ответственности - отец, сын, мать.

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика