Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

5.3. Общехристианская модель семьи

Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Само христианство, по мнению о. Анджея Белата, можно определить как религию семьи. Спаситель родился в настоящей земной семье, у него были, его воспитывали и кормили настоящие «земные» отец и мать.

Семья в христианстве - семья, которая составляет триаду - Бог-сын, Бог-отец и Богородица. Богородица выполняет женскую функцию.

Но термин «Святое семейство» в христианстве относится совсем к другой семье. В состав ее входит Иосиф Обручник, Иисус Христос и Дева Мария.

В христианстве произведено четкое разделение отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог-отец). Следовательно, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную, божественную и реальную, земную, «нормальную».

Рассмотрим систему отношений, характеризующих оба типа христианской семьи.

Идеальная, божественная семья строится на основе принципа власти: совмещения ответственности и доминирования - главенствует тот, кто несет большую долю ответственности. Психологическая близость (аффилиация) служит вторым параметром отношений, компенсирующим вектор доминирования (ответственности).

Наиболее интересными и сложными являются отношения между Богом-отцом и Богом-сыном. Как и во всех мировых религиях (мусульманство, буддизм), в христианстве мужское начало является главенствующим, Бог всегда мужчина. Особенно ярко доминирование мужчин видно в христианстве, поскольку Бог-отец, Христос, и даже бесполые ангелы, серафимы и херувимы - грамматически мужского рода. Святые, пророки, бодхисатвы - все мужчины. Не лучше обстоит дело и в преисподней: черти, дьяволы, сатана, падший ангел (Демон) - все мужские образы.

В языческой мифологии среди нечистой силы равно были представлены оба пола, а иногда женский преобладал (русалка, баба-яга, нимфа и пр.).

В язычестве антропоморфные боги могли иметь и мужской, и женский пол, а иногда - оба сразу. Самые древние религии характеризуются доминированием женского начала. По мнению большинства специалистов, причиной является матриархат. Поэтому вавилонская Астрата, аккадская Иштар, индийские богини Хала и Шакти, фригийская Кибела возглавляли пантеоны богов. Позже матриархальные религии сменились религиями «борьбы полов», где равно были представлены мужские и женские образы, но даже при доминальной ведущей роли мужского начала (Зевс Олимпийский) божества женщины противостояли мужской власти и зачастую одерживали победы (Ника -богиня победы - женского рода).

В мировых религиях эпохи патриархата власть в божественном и земном мире принадлежит божественным мужчинам. Женщине отводится второстепенная роль. Мусульманство вообще равнодушно к женщине, поскольку Аллах не имеет антропоморфной природы, а, следовательно, не рожден земной женщиной. Он - первичен. Женщине в мусульманстве уготовлена лишь вспомогательная роль - услаждать сексом, пением и игрой на музыкальных инструментах правоверных мужчин в раю. В этом смысле между христианством и мусульманством существует колоссальный разрыв: Дева Мария, хотя ей и отведена второстепенная роль, все же имеет имя, индивидуальность и причислена к Святому Семейству, а женщины в мусульманстве (гурии) не имеют имени и индивидуальности. Е.Г. Яковлев отмечает: «В практике мусульманской церкви женщине вообще отводилось второстепенное место, ее положение было унизительным и страшным. Уже в Коране было сказано: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими». Эти преимущества превратили женщину практически в собственность. Она должна была всю свою жизнь проводить в гареме, носить паранджу, беспрекословно подчиняться мужу, не имела права на общественную жизнь. Практика многоженства и право на развод только для мужчин в мусульманстве приобретали иногда анекдотический характер. Так, один багдадский красильщик, умерший в возрасте 87 лет, последовательно женясь и разводясь, состоял в браке с 900 женщинами, т.е. в среднем каждый месяц имел одну жену...».

В буддизме роль, аналогичную Деве Марии, выполняет Майя, родившая Будду.

Итак, женщины в патриархальных мировых религиях находятся в субдоминантном, подчиненном положении, причем положение Девы Марии не из худших.

Рассмотрим теперь отношения внутри божественного, идеального семейства. Наиболее сложна проблема отношений Бога-отца и сына в православии и католицизме.

Общий для всех христианских конфессий символ Веры обязывает верить в единого Бога. Бог - триедин, т.е. всегда и везде выступает в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа Святого. В этом заключена сущность божественной троицы.

Бог-отец считается творцом «мира видимого» и «мира невидимого». К видимому миру принадлежат природа и человек, невидимый мир - ангелы. Богом-сыном считается Иисус Христос, рожденный в результате непорочного зачатия Девой Марией (земной женщиной) от Духа Святого, исходящего от Бога-отца (в католицизме - от Сына).

Важно то, что в христианстве Отец несет ответственность за Сына: посылает его в мир, поручая определенную миссию, и берет на небо (воскресение) после выполнения им божественной воли. Тем самым отношения ответственности и доминирования в идеальной божественной семье совпадают. Аналогично Бог-отец не оставляет без внимания и Богородицу - Деву Марию.

Образ Марии наиболее важен для понимания структуры «нормальной семьи», которая зафиксирована христианской догматикой и реализуется в христианской культуре. Марии было предназначено родить от Духа Святого сына-мессию, сохранив девственность. Иосиф Обручник, «законный муж» Марии, был несколько огорчен, когда беременность стала явной, лишь из жалости не стал он обвинять её в нарушении супружеской верности. Богу-отцу пришлось прислать ангела, чтобы убедить Иосифа в невинности его супруги (Матф.1, 18-24). Метод возымел действие и Иосиф занял свое место в структуре семьи - как сегодня бы сказали - место трудолюбивого подкаблучника.

Отношения матери и сына были сложными (векторными). Мария выступает заступницей перед Христом за всех людей, присутствует (физически или духовно) при всех важнейших событиях его земной страдальческой жизни. Основное предназначение ее - воспитание сына, который имеет божественную миссию. Она - посредница между Богом и людьми; она ближе к людям, чем ее сын Иисус Христос.

Иисус же относится к матери более чем прохладно: сын отрекается от любви к матери во имя исполнения своей божественной миссии. Современный психолог заметил бы в этом явный эффект семейного воспитания по типу гиперпроекции (кумир семьи). Действительная, земная семья Иисуса Христа строится по схеме, характерной для детоцентрической семьи: ребенок обладает исключительными качествами и призван, с точки зрения родителей, совершить великую миссию; мать чрезмерно любит ребенка; отец выполняет подчиненную роль, обеспечивая семью в поте лица своего и выполняя прихоти жены и сына.

Все дела божественные вершит мужская власть. Великая нравственная сила, духовная красота и доброта Богородицы не могут воплотиться в самостоятельном деянии. Следствием этого явилось подчиненное положение жены в идеальной христианской семье. Вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости с мужем и сыном, что и зафиксировано в Писании. Например, в Первом послании Петра сказано: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова преображаемы были... Так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами как с немощным сосудом, оказывая им честь как наследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».

Жена из «зоны вражды», где ее помещало язычество, или «зоны пренебрежения», где ее помещает магометанство, переходит в «зону любви» психологического пространства отношений, характеризующих семью.

Противоречие между представлениями о женщине как «сосуде греховном» и об объекте любви, носителе добра, заботы и милосердия в христианстве разрешалось только через установление отношений матери с сыном: до рождения сына она греховна и в этом - ограниченность христианства.

В первом послании к Тимофею Святого апостола Павла эта мысль звучит наиболее отчетливо: «Жена да учится безмолвию, со всякою покорностью; а учить жене не позволено, не властвовать мужем, а быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а позже Ева; и не Адам прельщен, но жена, прельстивши, впала в преступление, впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».

Таким образом, в идеальной христианской семье муж является субъектом власти (доминирования и ответственности), часть ответственности лежит и на жене - воспитание сына. Иерархия по шкале «доминирование-подчинение» такова: отец, сын, мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец, мать, сын. И, наконец, психологическая близость (любовь) связывает всех членов семьи.

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика