Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

1. СЕМЬЯ КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

1.1. Основные понятия

Семья - неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее также невозможно представить без семьи. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества.

Переломным моментом в развитии науки о семье было представление о ней как о системе. Это означает, что в семье все взаимосвязано, она есть единое целое, единый психологический и биологический механизм. Семья - это «система, управляемая правилами».

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих различные стороны семейных отношений, начиная от простейших (например, семья - это группа людей, любящих друг друга; семья - это группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Вот какое определение дается в Философском энциклопедическом словаре: «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Остановимся на наиболее доступном и обобщающем определении.

Семья - малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях-отношениях - супружества, родительства, родства людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Брак - социально признанное принятие обществом союза двух индивидов, объединившихся для постоянных сексуальных и семейных отношений в качестве мужа и жены.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства - родства позволяет говорить о конструировании семьи. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, не ставших еще семьей (семья молодоженов, не имеющих еще детей и не имеющая кровного родства родителей), либо раньше бывших семьей, но утративших этот статус вследствие смерти ее членов, развода и т.д. Семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать «семейной группой».

1.2. Семья как одна из основных сфер жизнедеятельности человека

Семья - явление историческое. Её формы и функции обусловлены характером существующих производственных и общественных отношений в целом, уровнем культурного развития общества.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер семейно-брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В своих проектах «Идеального государства» для достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей, имущества. Эта идея не была новой. Ещё древнегреческий историк Геродот в знаменитой «Истории» отмечал, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, развивая идеи Платона о семье как исходной и основной ячейке общества, полагал, что семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство. Подобная точка зрения на семью господствовала длительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья... Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей...».

Философы античности, средневековья и Нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института.

В понятиях «семья» и «брак» имеется как много общего, так и немало особенного, специфического. Семья и брак возникли в разные исторические периоды. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В Философском энциклопедическом словаре брак определяется как «исторически обусловленная, регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их обязанности и права по отношению друг к другу и к детям».

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1815-1887), автор работы «Материнское право». Эволюционные идеи образования брака и семьи были высказаны американским ученым Л. Морганом (1818-1881) в труде «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. По мнению К. Маркса, «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие ей семейно-брачные отношения.

В истории сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (конфликты во время подготовки к охоте, отсутствие единства во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому развитию первобытного стада. Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых «табу» -запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках. Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной стало исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. С появлением рода возникает групповой брак. Для ранней стадии первобытно-общинного строя характерным считается дуально-родовой брак. Эта форма группового брака была экзогамией - абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (брак) только с членами другого рода. Существуют различные точки зрения на возникновение экзогамии: 1) от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети; 2) жизнь требовала расширения социальных контактов; 3) возможность достижения внутри рода социального мира. Наиболее вероятная причина возникновения экзогамии - сочетание всех трех причин. Такой союз еще не приводил к созданию семей. Дети принадлежали всему роду и воспитывались коммуной.

К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния, при которой мужчина состоит в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами, свойственна преимущественно патриархату.

Развитие общества привело к тому, что групповые браки вытеснялись парным браком. «На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство и при случае нарушения верности остается правом мужчин..., в то же время от женщин в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жесточайшей каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты одной из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат одной матери» (Ф. Энгельс). Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между партнерами более стабильными. В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем детей жены, т.е. отцом. Возникает экономическая ячейка, состоящая из него, жены и детей последней, т.е. парная семья. Здесь оба супруга трудились, участвуя в производстве, получали от общества равную долю продуктов. Они были равными во всех отношениях. Половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими отношениями, изменился характер брака: его целью становится наряду с регулированием половых отношений создание семьи, содержание и воспитание детей.

Аналитическое исследование различных аспектов брака и семьи проведено известным швейцарским психологом А. Гуггенбюль-Крейгом (1997). Из его исследований вытекает, что для каждого исторического периода свойственны свои формы обоснования и отношения к браку. Например, древние персы женились, чтобы производить на свет воинов для своего господина, царя. Дети играли принципиальную роль в понимании супружеских отношений у многих народов. Так, Авраам, с согласия своей жены, зачал ребенка, вступив в половую связь с их служанкой, Агарью. Объяснялось это тем, что Сарра была бесплодной.

Даже сейчас, когда нации Земли интегрируются благодаря техническим достижениям, организация и концепция брака и семьи обнаруживают весьма сильные различия. В Индии все ещё около 80% браков устраивается родителями. Очень любопытен тот факт, что такие союзы бывают не хуже и не лучше, чем так называемые европейские браки.

Покупка жены распространена среди многих народов. Похищение женщин встречается уже реже. Допустимое число жен и мужей колеблется в зависимости от региона, культуры, развития общества, поэтому наша категорическая моногамия - лишь одна из многих форм сожительства. Многоженство в форме семьи гаремного типа существует до сих пор в ряде мусульманских стран - Пакистане, Египте, Афганистане и др. Многомужество, полиандрия, если верить исследователям, тоже еще в ходу. Существуют смешанные формы, синтезирующие полиандрию и полигинию.

Этнологи описывают все мыслимые и немыслимые виды семьи и брака. Так, в некоторых странах молодая супружеская пара переезжает к родителям мужа, а в других - к родителям жены. По одним законам муж обладает полной властью над женой, не имея лишь одного права -лишить ее жизни. По другим - главная роль отводится жене. Существуют матриархат и патриархат. Все это ещё раз подтверждает утверждение, что семья является многослойным социальным образованием.

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика