Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История. Ч. 2

Реформация (от лат. reformatio - преобразование). Широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви - главной идеологической опоры феодального строя. Основные направления Реформации: бюргерско-буржуазное (Мартин Лютер, Жан Кальвин, У.Цвингли); народное, соединяющее требование упразднения католической церкви с борьбой за уничтожение феодального гнета, за установление равенства (Т.Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные наделы церкви. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии в 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландская и Английская буржуазные революции. Реформация положила начало протестантизму.

Формально Реформация началась с того, что 31 октября 1517 года монах ордена августинцев и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям дворцовой церкви в саксонском городе Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, направленных против продажи индульгенций. Эта практика, по которой папский престол за деньги заочно отпускал любые грехи и как бы давал пропуск в рай, вызывала наибольшее недовольство и критику со стороны многих искренне верующих людей, но требования реформирования церкви шли гораздо дальше.

Протестантизм имеет свою предысторию: в Англии Джон Виклиф перевёл Библию на английский язык и добивался богослужения на нём (в католической церкви до сих пор весь обряд проходит на латыни). В начале XV века в Чехии огромным влиянием пользовались проповеди священника Яна Гуса, выступавшего со сходными требованиями, а его казнь в 1415 году вызвала так называемые гуситские войны, длившиеся до 1434 года.

Основные требования протестантов сводились к следующим положениям: признание права каждого человека читать и толковать Священное Писание; отрицание какой-то особой благодати, присущей священникам, в силу которой они могут отпускать простым верующим их грехи; ликвидация церковной иерархии и, по сути, духовной власти римского папы; признание права каждого на выбор религии, то есть свободу совести. Оставалось и требование богослужения на родном языке. Проповеди Мартина Лютера, особенно их обличительная, направленная против папского престола часть, нашли в Германии огромное число сторонников, а в Северной Германии - просто массовую поддержку. Особенно важным оказалось то, что Лютера поддержали и князья, увидевшие в протестантизме удобный повод прибрать к рукам церковные богатства и стать неограниченными властителями в собственных землях, не обязанными ни с кем делиться доходами. У простого народа требование свободы совести и освобождения от духовной власти папы напрямую ассоциировалось со свободой вообще, в том числе и освобождением от власти феодалов.

Начало Реформации в Германии сопровождалось такими событиями, как крестьянская война в 1524 - 1525 гг. и рыцарское восстание, прошедшее несколько ранее - в 1522 - 1523 гг. Объективно оба восстания были направлены против церкви и князей, всем было бы выгодно создание сильного централизованного государства. Но крестьяне также добивались и освобождения от феодальных повинностей, увеличение которых и явилось одной из причин восстания. Как крестьяне не поддержали рыцарей, так и рыцари за редким исключением остались в стороне от их движения. В своих религиозных требованиях крестьяне пошли дальше Лютера, и в момент восстания лидер протестантизма однозначно поддержал феодалов, призывая к жестоким расправам с крестьянами. Города, как и рыцари, остались в стороне от борьбы, вследствие чего восстание оказалось потопленным в крови. Но на этом все не закончилось, борьба продолжилась между сторонниками Лютера и папы, завершившись в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, по которому был утверждён принцип «чья власть, того и вера». В результате всех этих событий выиграли князья, окончательно похоронившие идею единого государства в Германии, поскольку все сколько-нибудь серьёзные сторонники объединения были разгромлены.

Лютеранство было не единственной разновидностью протестантизма, огромную роль в этом движении сыграл Жан Кальвин (1509 - 1564), резиденцей которого была Женева. Кальвинизм, пожалуй, стал наиболее ригористичным и жёстким из всех религиозных течений. Основным содержанием его было учение о предопределении и оправдание накопительства и земного богатства. Это было совершенно новым, поскольку средневековая церковь отрицательно относилась к богатству и накопительству, осуждала ростовщичество, а Кальвин заявил, что успех на этом поприще свидетельствует о богоугодности самого дела. Новое учение как нельзя лучше отвечало психологии и настроениям нарождавшейся буржуазии. Не случайно именно кальвинизм стал идеологическим знаменем первых буржуазных революций: нидерландской и английской.

Своеобразием отличалась Реформация в Англии: здесь её главным инициатором стал король Генрих VIII, в действиях которого по реформе церкви в 1536 - 1539 гг. вообще невозможно усмотреть какой-либо идейности и убеждённости. Англиканская церковь заняла как бы промежуточное место между католичеством и протестантизмом: выйдя из-под власти папы, она сохранила и организацию, подчиняющуюся королю, и многое из католического обряда. Были ликвидированы монастыри, и служба стала вестись на английском языке, догматических расхождений с католицизмом у англикан не наблюдалось. Последователей кальвинизма в Англии, выступавших за углубление Реформации, стали называть пуритане.

Папский престол не собирался мириться с победами протестантизма, попытки противодействовать ему получили название Контрреформации. В 1559 г. вышел в свет первый «Индекс запрещённых книг», чтение которых грозило католику отречением от церкви. Важнейшим событием стало основание бывшим рыцарем, испанцем Игнатием Лойолой в 1540 г. монашеского ордена «Воинство Иисуса Христа», который стал главным орудием борьбы с Реформацией. Мощным оружием борьбы с еретиками, каковыми католической церквью воспринимались протестанты, стала «Святая инквизиция». Сама по себе эта организация существовала ещё с XIII века, теперь был учреждён верховный инквизиционный трибунал в Риме. Любой мог быть привлечён к суду инквизиции. Наиболее известные процессы - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея. Наибольшей властью инквизиция пользовалась в Испании, где фанатичный католик король Филипп II оказывал ей всемерную поддержку. Иной раз в Мадриде и других крупных городах на аутодафе - так назывались публичные казни еретиков - одновременно сжигались сотни осуждённых.

Движение Реформации породило весьма напряжённую обстановку и во Франции. Вся история XVI века прошла под знаком религиозных войн, в которых с переменным успехом соперничали католики и гугеноты, как во Франции называли протестантов. Кульминацией этих войн явились события Варфоломеевской ночи в Париже и во многих других городах королевства в 1572 году. По приказу католического правительства в течение двух недель были перебиты многие тысячи гугенотов. В результате борьбы династия Валуа уступила власть Бурбонам, первый представитель которой Генрих IV (1589 - 1610), поменяв протестантство на католичество («Париж стоит мессы!»), в итоге пал жертвой покушения религиозного фанатика.

Надо отметить, что огромную роль в Реформации сыграло изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (1399-1468), сделавшее книгу доступной простым людям, городским жителям, а не только богачам или церковнослужителям. С распространением книгопечатания церковь окончательно утратила монополию на грамотность и знание. Кроме того, книгопечатание сделало распространение антикатолических памфлетов явлением массовым, обратив их в мощное идеологическое оружие в борьбе с папой.

В результате Реформации и Контрреформации Западная Европа утратила религиозное единство. Все конфликты XVI века неизбежно получали религиозную окраску и поэтому до крайности обострялись. Споры о смысле веры перестали быть уделом богословов, они становились причиной раскола народов и государств, семейных и дружеских союзов. Религия перестала быть традицией, доставшейся в наследство от предков, а становилась делом личного выбора. Это в корне меняло психологию людей, ведь свобода выбора - одно из существеннейших достижений человека нового времени, без которой не имело бы смысла говорить и о капитализме в том числе.

 

2009-05-07 17:29:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Яндекс.Метрика