Правовое регулирование аудиторской деятельности
Во всем мире деятельность аудиторов регулируется законодательно. В соответствии с законодательством Европейского союза каждая фирма на своем ежегодном общем собрании акционеров должна назначить аудитора. Аудиторы должны представлять акционерам заключения по всем рассмотренным ими счетам, балансу, отчету о прибылях и убытках и по всем консолидированным счетам. В этом заключении должно содержаться мнение аудитора о правильности составления перечисленных документов с точки зрения закона, а также должна быть дана точная картина состояния дел компании и указан размер прибыли или убытка по состоянию на конец финансового года. При подготовке заключения аудитор должен провести проверку таким образом, чтобы иметь мнение о правильности ведения компанией бухгалтерского учета, соответствия баланса компании и счета прибылей и убытков бухгалтерским записям.
Наряду с проведением проверок финансовой отчетности аудиторские фирмы оказывают консультационные услуги в области бухгалтерского учета, налогообложения, менеджмента, маркетинга и по другим вопросам. Консультационные услуги аудиторских фирм включают разработку рекомендаций по самому широкому кругу вопросов производственно-хозяйственной деятельности фирм.
В нашей стране, начиная с конца XIX века, было сделано несколько попыток введения системы аудита (в 1889, 1912, 1928 годах). Однако все они, к сожалению, оказались неудачными из-за отсутствия механизма действия этих органов финансового контроля.
В СССР аудиторов не было. При Министерстве финансов СССР и министерствах финансов союзных республик действовали специальные контрольно-ревизионные управления (КРУ). Они проводили ревизии и проверки министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.
В условиях формирования в нашей стране рыночной экономики была сделана еще одна попытка становления аудита. Это совпало с созданием совместных предприятий. Иностранные инвесторы требовали аудиторские заключения об их деятельности, так как коренное отличие аудитора от ревизора - это независимость от клиента и беспристрастное суждение.
В 1987 году на основе постановления Совета Министров СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная аудиторская фирма - акционерное общество «Инаудит».
Дальнейшее активное развитие института независимого аудита в России явилось вполне закономерным и позитивным процессом. Экономическая реформа привела к изменению доминирующей формы собственности, которая все в большей степени переходит в руки частных предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Соответственно это вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, исторически отработанной формой которых является независимость.
В то же время надо сказать, что проблемы развития аудиторского дела в РФ были обусловлены тем, что существовавшие в течение многих десятилетий советские методы бухгалтерского учета и формы отчетности во многом сложились под влиянием жесткого централизованного планирования, где во главу угла был поставлен контроль за выполнением планов «любой ценой», и поэтому сильно отличались от тех форм и методов, которые применяются в условиях конкурентной рыночной экономики, когда вся деятельность предприятия нацелена на получение высоких и устойчивых доходов. Ведь неслучайно выражение «совместное предприятие» по-английски звучит как «джойнт вентче» - совместный риск. Однако риск намного снижается, если по бухгалтерской отчетности можно правильно судить о состоянии дел на предприятии и о путях исправления неблагополучного положения. Для этого же учет и отчетность должны быть понятны всем участникам совместного предприятия.
Со временем аудит в Российской Федерации получил широкое распространение. Однако хозяйственники, бухгалтеры и аудиторы высказывали сожаление об отсутствии в стране достаточной нормативной базы и, в первую очередь, закона об аудите.
Проект Федерального закона «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», один из вариантов которого был опубликован в печати еще в 1995 году, неоднократно рассматривался на заседаниях комитетов и комиссий Государственной Думы, однако до настоящего времени в окончательном чтении ею не принят.
2009-05-06 18:11:12 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |