Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Политология. Ч. 2

Ф. Ницше считал, что стремление к лидерству является проявлением «творческого инстинкта» человека, лидер в принципе вправе «третировать» всех, «мораль - оружие слабых».

В современной политологии при изучении феномена политического лидерства выделяются два основных подхода: социологический и социально-психологический. Социология рассматривает политическое лидерство с точки зрения социальной системы, а социальная психология - как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, исследует его механизм, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в зависимости от характера группы или организации.

Самые первые объяснения природы лидерства исходили из индивидуальных качеств лидера, именно поэтому в начале XX в. появилась теория черт. Основным смыслом этой теории стало признание за лидером определенных черт, появившихся у него наследственным путем, которые можно выделить и изучать особо. В рамках этой концепции лидер рассматривается как совокупность определенных психологических качеств, наличие которых помогает выдвижению индивида на лидирующие позиции и позволяет принимать властные решения по отношению к другим. Данная теория лежит в рамках упоминавшегося выше социально-психологического подхода.

Среди черт, позволяющих человеку стать лидером, американский социолог Э. Богардус выделяет чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергию, ум и характер. Однако слабой стороной этого подхода можно считать то, что набор качеств, характеризующих лидера, практически не отличается от тех, которые присущи человеку вообще.

С психологической точки зрения трактовал природу политического лидерства и австрийский психолог З. Фрейд (1856-1939). Он считал, что в основе лидерства - проявление подавленного либидо - бессознательного сексуального влечения.

Психологический подход к объяснению природы лидерства не дает ответа на главный вопрос, почему очень часто лидерами становятся далеко не лучшие представители общества.

Ответить на этот вопрос пытались сторонники ситуационной теории лидерства, утверждавшие, что появление лидера связано с удачным стечением целого ряда факторов - места, времени и обстоятельств. Такой подход рассматривает лидерство как функцию определенных обстоятельств, т.е. лидерские качества носят относительный характер, а разные общественные ситуации требуют появления совершенно разных лидеров.

Как это часто бывает, по мнению многих политологов, истина лежит где-то посередине. Стремление учесть влияние всех факторов привело к выработке интегративной теории лидерства. Говоря о природе политического лидерства, авторы этой концепции предложили рассматривать сразу несколько факторов: характер самого лидера; свойства его конституентов (т.е. приверженцев, избирателей и в принципе всех субъектов, взаимодействующих с этим лидером); взаимосвязь лидера и его конституентов; а также контекст или конкретную ситуацию, в которой данное лидерство осуществляется.

На основании всего вышесказанного, мы можем сформулировать несколько определений лидерства, которые характеризуют это понятие с разных сторон. Во-первых, лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, и носителем которой выступает не большинство, а человек или группа лиц. Во-вторых, лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решения, или, проще говоря, просто руководящая должность. Причем эту должность человек может занимать как в какой-то организации или партии, так и в национальном масштабе, при этом меняются лишь возможности лидера, масштаб влияния, но не его функции в целом. Из этого вытекает третье определение, согласно которому лидерством называется влияние на людей. Все эти определения в принципе перекликаются друг с другом и выражают разные ипостаси одного и того же явления.

Лидерство чрезвычайно сложное явление, требующее определенной внутренней классификации. До сих пор сохраняет свою актуальность и значимость типология лидерства, разработанная М. Вебером. В целом под лидерством он понимал тип властного руководства, основной смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать их выполнение и повиновение в целом. В основу типологии Вебером было положено понятие «авторитета», т.е. «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Но способность отдавать такие приказы и рассчитывать на их выполнение может быть основана на различных ресурсах, согласно которым Вебером были выделены три типа лидерства.

Традиционное лидерство основано на обычае, традиции (лидерство племенных вождей, монархов и т.д.). Этот вид опирается на механизм ритуалов и силу привычки. В этом случае привычка подчиняться основана на вере в передачу власти по наследству и святость традиции. Право на господство такого лидера основано на его происхождении.

Развитие человеческого общества и усложнение его структуры вызвало появление другого вида лидерства - харизматического, которое основано на наделении лидеров в глазах масс особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Появление лидеров такого типа часто связано с переходными периодами в жизни общества, ломкой сложившихся традиций и стереотипов, при том, что новая система еще или не создана, или не отлажена. Именно с этим связана главная особенность харизматической власти - она лишена объективных оснований (закона или традиции), а существует лишь благодаря личным качествам харизматического лидера и вере в него его сторонников.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности и законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Власть лидера такого типа основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко определена конституцией и нормативно-правовыми актами. Такой тип лидерства характерен для стабильных правовых государств, с устоявшейся и четкой правовой системой.

 

2009-05-06 18:09:36 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39                      
Яндекс.Метрика