Политология. Ч. 2
2.3.1.4. Конституция
Сам термин «конституция» (от лат. constitutio - установление) в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином «реальная конституция», восходит к Аристотелю, который в своей «Политике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписаных вековых традиций.
Во втором, наиболее распространенном значении конституция - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий систему, принципы организации, деятельности и подотчетности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, основные права, свободы и обязанности граждан.
Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующим его деятельность. Она придает государству необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифицированного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.
Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.
Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791 г. собственно конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституции, появился еще раньше - в 1215, 1628, 1679 и 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
2.3.1.5. Государственная власть
Термин «государственная власть» употребляется в нескольких значениях. В соответствии с первым и главным значением, государственная власть - это право и возможность государства и его органов распоряжаться важнейшими вопросами жизнедеятельности общества, направлять ее течение, контролировать, подчинять своей воле. В обиходной речи, в СМИ под государственной властью часто подразумеваются действующие органы государства, а также лица, обладающие высшими полномочиями. Мы в данном разделе будем рассматривать феномен государственной власти в его строго научном значении.
Под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будьте насильственными или ненасильственными средствами и методами. В разделе «Государственный суверенитет» мы подчеркивали, что государственный суверенитет состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими формами и проявлениями власти на данной территории. Верховенство государственной власти над всеми другими формами власти на данной территории вытекает из задач государства как политического института.
Одна из главнейших задач государства - это разрешение противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. С этой точки зрения государство и власть в целом призваны привнести порядок и рациональную организацию в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. Поэтому естественно, что государство и власть самым тесным образом связаны с насилием. Еще Т. Гоббс, продолжая традицию Макиавелли, усматривал главный признак государства в «монополии на принуждение и насилие». С тех пор этот тезис в разных редакциях стал общим местом в большинстве теорий государства.
Государство отличается от всех других форм организации людей тем, что оно располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Не случайно при определении политического К. Шмитт (1888-1987) особое значение придавал «jus belli» - праву вести войну. Объясняя свою мысль, он говорил, что государство вправе требовать от всех тех, кто принадлежит к данному конкретному народу, быть готовым идти на смерть в войне с врагами. Государство вправе не только применять к своим подданным физическое насилие, но и требовать от них служения государству с оружием в руках для применения вооруженного насилия к врагам самого государства.
В соответствии с концепциями современных теорий верховная государственная власть имеет некие границы, которые она не вправе преступать. Это - неотчуждаемые права личности на жизнь и свободу мысли от внешнего вмешательства. Как подчеркивал П.И. Новгородцев (1866-1924), императивом для верховной власти остается «идея суверенитета народа и личности». Очевидно, что в современную идею суверенитета органически встроены принципы, не допускающие ее использования в целях установления деспотизма, будь то исполнительная или законодательная ветви власти или отдельное лицо. Ведущая роль в реализации этих принципов отводится идее разделения властей, их взаимного сдерживания.
2009-05-06 18:09:36 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |