Политология. Ч. 2
2.2.4.3. Современные формы демократии
Либеральная демократия.
Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII - XIX вв. под прямым и разнообразным влиянием либерализма. Идеология либерализма подробно анализировалась в разделе «Мировые политические идеологии», поэтому напомним коротко, что это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании. Либерализм впервые отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы - государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.
Идеи либерализма впервые начали воплощаться в жизнь в Англии, когда в 1215 г. была принята Великая Хартия Вольностей - прообраз современных конституций. Эта хартия была еще далека от демократии, в ней права монарха ограничивались в пользу аристократии. Однако в ней провозглашалось и право гражданина на личную свободу и безопасность. С XIV в. в Англии существовал парламент, который в 1689 г., с принятием «Билля о правах», окончательно получил законодательные права. Правда, Англии потребовалось еще около двух веков для демократизации парламента, первоначально больше походившего на средневековое собрание высших сословий, чем на современный законодательный орган.
Идеи и практика либерализма еще долгое время не совпадали с демократией как теорией и движением. Идеологи раннего либерализма - Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье и др. - были озабочены не обеспечением всем гражданам равных политических прав, а стремлением оградить класс собственников, а часто и аристократию от произвола монарха. Настороженное отношение либерализма к массам повлияло на либеральную демократию, которая явилась как бы сплавом либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета.
Подлиберальной демократией понимается такая модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.
Характерными чертами данной модели демократии в ее классическом варианте (XIX - начало XX вв.) являются:
- отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин из числа лиц, наделенных избирательным правом;
- индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. Права личности закрепляются в конституции, неукоснительное соблюдение которой контролирует независимый суд;
- формальный характер демократии, вытекающий из понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений. В отличие от античной демократии свобода здесь трактуется не как возможность активного равноправного участия в политике для всех граждан, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей;
- парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния. Вырождение античной демократии в произвол большинства ясно продемонстрировало, что правление нуждается в институтах, которые бы защищали общество от самого себя и утверждали бы постоянную власть закона;
- ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы;
- разделение властей, создание системы сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью;
- ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы. Меньшинство обязано подчиняться большинству лишь в строго определенных вопросах, за пределами которых оно полностью свободно.
Характеристика либеральной демократии свидетельствует о том, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его основополагающих прав. В то же время эта модель демократии имеет и существенные недостатки, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить следующие:
1) социально-классовая ограниченность демократии. Она не распространяется на большинство населения: пролетариев и другие низшие слои, на женщин;
2) формальность, декларативность демократии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения. Нераспространение демократии на экономические и социальные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов;
3) ограниченность сферы демократии и политического участия личности. Политическое участие сводится лишь к эпизодической, электоральной активности, фактически выводит органы власти из-под контроля масс и превращает демократию в форму господства политической элиты;
4) принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости. Потребности экономического и социального развития побуждают к расширению государственного регулирования. Демократическое государство не может ограничиваться ролью «ночного сторожа» и должно иметь право регулировать экономические и социальные процессы, сглаживать социальные конфликты.
2009-05-06 18:09:36 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |