Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Политология. Ч. 1

2.5. Развитие политической мысли в России

2.5.1. Политические программы декабристов

Движение декабристов - дворянских революционеров начала XIX в. - не было ни массовым, ни идейно сплоченным, ни социально однородным. Тем не менее политическая мысль декабристов явилась важнейшей вехой в истории общественно-политической мысли России. Ее авторы намеревались покончить с рабским состоянием крепостных крестьян, произволом помещиков и государственных чиновников, провести реформы в области законодательства, просвещения, финансов, военного дела.

Пестель П.И. (1793-1826) - организатор и глава Южного общества декабристов, автор «Русской правды» - наиболее демократичной программы Южного общества.

По своим философским взглядам Пестель был материалистом и атеистом, исходил из положения о естественном равенстве людей.

Все законы он делил на духовные, естественные и гражданские. Духовные законы вытекают из Священного Писания, «они связывают духовный мир с естественным»; естественные законы «вытекают из требований природы и нужд естественных; государственные законы - это постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного благоденствия и потому должны соответствовать духовным и естественным законам.

Пестель резко критиковал существующий в России общественный строй.

В «Русской правде» он сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы. Критика абсолютной монархии сопровождается у Пестеля осуждением крепостного права. Социальная программа Пестеля радикальна: она требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей, которые становятся ее собственниками. Право частной собственности названо Пестелем «священным и неприкосновенным».

Политическим идеалом Пестеля является республика. Большое значение придается введению общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний. В Русской правде Россия представлена федерацией с разделением ее территории на 10 областей и 3 удела (Столичный, Донской и Аральский). Для осуществления этих преобразований Пестель предлагал ввести Временное верховное правление во главе с диктатором сроком на 10-15 лет.

Н.М. Муравьев (1796-1843) свою политическую и социальную программу изложил в трех проектах конституции, последний из которых был написан в тюрьме и являлся самым радикальным.

Конституция Муравьева требовала отмены крепостного права, наделения крестьян землей без всякого выкупа. Все граждане России объявлялись равноправными, чины и классы упразднялись. Наилучшей для России формой правления Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей. Законодательная власть (Народное вече) состоит из двух палат. Избирательное право принадлежит всем совершеннолетним гражданам (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющим движимое и недвижимое имущество. Вся деятельность монарха контролируется представительным органом. Государственное устройство - федеративное. Судебная власть отделена от административной. Муравьев осуждал пестелевскую идею временной революционной диктатуры, создающей условия для произвола и беззакония.

2.5.2. Политические воззрения славянофилов и западников

К началу 40-х гг. XIX в. в русской общественной мысли сложилось два течения под условным наименованием славянофилов и западников.

Представители славянофильства ратовали за самобытность исторического пути России. Они выдвинули ряд новых идей и положений при оценке прошлого и современного опыта России, в частности о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и соотношении закона и обычая в рамках концепции народосознания.

Славянофилы были безусловными противниками и критиками крепостного права. В известном обмене рефератами между славянофилами А.С. Хомяковым и И.В. Киреевским (1839 г.) последний отмечал, что частный и общественный быт Запада основывается на понятии индивидуальной независимости, предполагающей индивидуальную изолированность. Общественное устройство России, для которого были характерны общинность, принадлежность человека крестьянскому миру, принадлежность поземельной собственности не лицу, а обществу, было принципиально иным. Киреевский считал, что в России закон заменяли общинные обычаи. Так, К.С. Аксаков писал, что «народ русский не желает править, он ищет свободы не политической, а нравственной, общественной. Истинная же свобода народа возможна только при неограниченной монархии».

Западничество - течение русской общественно-политической мысли 40-50-х гг. XIX в. - было ориентировано на европейские ценности и находилось в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб России, в частности тому, что в середине века называлось славянофильством и выражалось формулой» самодержавие, православие, народность». Социальным идеалом западников была конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам.

Видными представителями западников как направления русской антифеодальной общественной мысли 40-50-х гг. XIX в. были К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые со временем эволюционировали в сторону либерализма и стали идейными предтечами конституционных демократов начала XX в. В 40-х гг. XIX в. на стороне западников выступали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, П.В. Анненков.

К.Д. Кавелин - один из основателей государственнической школы в истолковании истории России - считал, что Россия шла тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от Европы и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации. Реформы Петра двинули Россию по пути европейского развития в частности управления с помощью «современных актов и законов». Оправдание эпохи петровских реформ в их целях, поскольку средства навязала ей сама старая Русь. «Петр действовал как воспитатель, врач, хирург, которых не обвиняют за крутые и насильственные меры. Нельзя было иначе действовать; невозможное теперь было тогда, по несчастью, необходимо, неизбежно».

Западники считали, что одна из причин застойных явлений в ходе общественных и частных дел - это слабое и оторванное от действительности развитие научной мысли. Это состояние тесно связано с очень слабым развитием в России личного начала.

 

2009-05-06 17:31:00 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35                              
Яндекс.Метрика