Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Политология. Ч. 1

2.4. Появление политологии как самостоятельной науки. Теория элит

Историю политических учений (накопление политического знания) ни в коем случае нельзя отождествлять с политической наукой в собственном смысле слова. Первая была попыткой осмысления процесса возникновения и становления государства (власти) и самого института государства, вторая складывалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы и конкретной сферы социального бытия человека.

Политология как наука становится возможной в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения политики от экономической, социальной и духовной областей жизни общества. Логика становления политической науки - это постепенный переход от описания и сравнения институтов государства, власти и управления к анализу собственной политики, политики как таковой. Конечно, нужно иметь в виду, что политическая наука - это скорее выявление неких общих принципов, чем ответ на вопрос, что делать (в конкретных случаях и ситуациях политической жизни).

Современная политическая наука, как, впрочем, и размышления о политике на всем протяжении истории политических учений, исходит из того, что именно политика является тем инструментом, с помощью которого «скрепляется» общество.

Видное место в истории политической мысли конца XIX - начала XX вв. заняли учения итальянских социологов политики Вильфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858-1941), создателей теории элит.

С выходом в свет в 1896 г. первого тома двухтомного труда Г. Моска «Элементы политической науки» часто связывают появление современной политологии как самостоятельной специфической науки.

Уже тогда Моска различал политическую науку и политическое искусство как практическое осуществление политики. Политическая наука, считал он, должна исследовать тенденции и законы организации человеческого общества, устройства политической власти и различных политических режимов. Прогресс этой науки целиком основан на наблюдении и изучении социально-политических фактов, которые могут быть получены только из истории различных наций на основе применения исторического метода, являющегося основным методом политологического исследования.

Понятию «элита» Моска предпочитал термины «правящий класс» и «политический класс», употреблял их как синонимы.

Согласно теории элит, политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (народа). «Во всех более или менее цивилизованных обществах, - писал Моска,- возникает два класса: правящий и управляемый». Первый, всегда малочисленный, «монополизирует политическую власть», осуществляет «политические функции», «административное, военное, религиозное, экономическое и моральное руководство» и на основе этого становится привилегированным классом, пользуется многочисленными выгодами и преимуществами материального и духовного характера. Он живет за счет управляемого класса, который составляет подавляющее большинство населения и обеспечивает «материальные средства, необходимые для жизнедеятельности политического организма».

Как приверженец элитизма Г. Моска враждебно относится к демократии. Он считал демократию утопией, миражом, в погоне за которым «некомпетентные» массы становятся объектом манипуляций со стороны «демагогов» и прокладывают путь «диктатуре», к современным разновидностям которой он относил социализм и фашизм. Свободу человечества Моска связывал с «компетентной» элитой буржуазного общества.

Другой основатель теории элит В. Парето (именно он ввел в политологию термин «элита») в своем «Трактате по общей социологии» (1916) полагал, что политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция» элит. В обществе всегда правит элита. Она образуется в трех главнейших сферах «социального прогресса» - политической, экономической и интеллектуальной - путем выделения индивидов, добившихся на своем поприще наиболее выдающихся успехов.

Возникновение и существование господствующей элиты Парето объяснял главным образом психологическими свойствами людей. В основе человеческих поступков, по его мнению, лежат алогичные, иррациональные побудительные начала, так называемые «остатки» - инстинкты, страсти, стремления и т.д. Парето выделяет шесть видов «остатков»:

- «инстинкт общительности» (для политика - это прежде всего потребность в признании со стороны руководимых им организаций, партий, государства);

- «инстинкт комбинаций» (ярче всего выражен у выдающихся политических деятелей, составляет их главное профессиональное качество);

- «потребность в демонстрации собственных чувств» (в политике на этом основаны формы понимания в иерархических системах, ритуалы, культы, «вера» в вождя и т.д.);

- «стремление к постоянству агрегатов» (этим обусловлена возможность длительного существования сложившихся политических институтов, «законных» династий, конкретных политических взглядов, традиций, стереотипов);

- «инстинкт целостности индивидуума» (в политико-правовой сфере это стремление обеспечить безопасность личности и неприкосновенность собственности);

- «инстинкт сексуальности» (наиболее глубокий и устойчивый из всех «остатков», хотя его и пытаются сдержать и ограничить разнообразными моральными, религиозными и правовыми запретами).

Эти «остатки» зачастую не осознаются людьми или тщательно скрываются с помощью так называемых «производных». Это различного рода идеологические обоснования: от простых утверждений, воззваний и лозунгов до сложных концепций, доктрин и теорий, в которых вытекающая из инстинктов частная выгода облекается в общепринятые благовидные одежды (требования всенародного блага, поддержания общего интереса и т.д.).

Комбинация и распределение «остатков» и «производных» («дериваций»), связанных со сферой политической власти, по Парето, предопределяют способность тех или иных людей принадлежать к элите, руководить массами, господствовать над массами, навязывать свою волю другим.

Согласно Парето, «остатки» и «производные» группируются таким образом, что в политическом процессе выделяются два типа элит: элита «львов» и элита «лис» (названия предложены под влиянием рассуждений Макиавелли о «львиных» и «лисьих» качествах правителей).

Любая элита, полагает В. Парето, рано или поздно успокаивается на достигнутом, теряет свои первоначальные качества, творческую энергию и вырождается. Тогда в обществе выделяется новая потенциальная элита, стремящаяся к власти. Господствующая элита, однако, не сдается добровольно. Поэтому «циркуляция» элит совершается посредством насилия, переворотов и революций, которые в целом «полезны для общества».

В период монополистического капитализма господствует элита «лис», которую Парето назвал «демократической плутократией». Социалистическое и революционно-демократическое движения он считал признаком слабости этой элиты и кризиса современного общества в целом. С элитистских позиций он враждебно относился к марксизму и идеалам буржуазной демократии. Его идеи вливались в общий поток критики буржуазной демократии «справа» и частично были заимствованы национал-социализмом. Не случайно Муссолини называл Парето своим учителем.

 

2009-05-06 17:31:00 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35                              
Яндекс.Метрика