Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Политология. Ч. 1

Действующая власть подразделяется на законодательную (или высшую действующую власть) и исполнительную, в которую включались и органы управления, и суд. Конституция призвана обеспечить иерархию властей, то есть превосходство учредительной власти над действующей, а в рамках последней - законодательной власти над исполнительной. Всемогущество парламента в законодательной сфере представлялась Бентаму неограниченным. Он может вмешиваться в деятельность исполнительной власти, если она не выполняет своих функций должным образом. Именно в сильном, не контролируемом законодательном органе Бентам видел мощное средство обеспечения реформ.

Высший законодательный орган избирается гражданами на один год прямым и тайным голосованием в равных округах. Избирательного права лишаются только женщины, несовершеннолетние, неграмотные лица, находящиеся в данной местности проездом. Включение в эту категорию женщин Бентам сам оценивал как уступку господствующим предрассудкам. Депутаты несут правовую ответственность за свои поступки и могут быть отозваны. Парламент состоит из одной палаты. Премьер-министр избирается на четыре года законодательным органом, но не может в нем ни присутствовать, ни говорить без специального приглашения. Принцип всей административной деятельности - индивидуальная ответственность. Члены правительства также не несли коллективной ответственности.

Для Бентама характерен последовательный юридический позитивизм. Он «изгнал мистицизм из философии права и подал пример рассмотрения права в практическом свете, в качестве средства достижения определенных и четких целей». Туманное и путаное общее понятие права заменил представлением о совокупности законов и принципов.

Алексис Токвиль (1805-1859) - французский мыслитель, один из создателей либеральной политической теории. Он внес особенно большой вклад в разработку теории и истории демократического общества и государства. Главная тема его творчества - зарождение, становление, сущность, функционирование, развитие и перспективы демократии, пришедшей во многих странах на смену средневековому антидемократизму.

Исходным пунктом размышлений Токвиля был тезис о том, что любая попытка вернуться к институтам или даже символам феодального прошлого в условиях развивающегося демократического процесса обречена на провал. Синтез революционной и легитимно-охранительной традиций во Франции невозможен. Для защиты новых ценностей, прежде всего ценности свободы, необходимы совершенно новые политические средства. Где искать такие средства, чьим опытом руководствоваться? В поисках ответа на эти вопросы Токвиль отправляется за океан - в Соединенные Штаты Америки. Токвиль увидел в североамериканской республике прежде всего общество, продвинувшееся значительно дальше других по пути демократических реформ и общей «эгалитаризации» массового сознания. Он считал, что Франции предстоит кое-чему научиться у американцев. Впечатления от этой поездки легли в основу вышедшей в 1835 г. книги Токвиля «Демократия в Америке».

Базисный тезис Токвилевой концепции демократии заключается в следующем. Важнейшей отличительной чертой современной эпохи служит набирающий силу демократический процесс, то есть установление формально-правового равенства, связанное с изживанием всех форм политического патернализма. Демократический процесс разрушает традиционную иерархию, порождая новые формы властеотношений, не отягощенных грузом сословных предрассудков. Истоки этого процесса теряются в веках, вплоть до раннехристианской идеологии. Но Токвиля больше занимали перспективы демократии. Ученый констатирует упадок и деградацию старой аристократии. Рассуждения его на эту тему не лишены ностальгии, но не оставляют сомнений в главном: для дворянства как такового нет места в современном обществе.

Согласно Токвилю, приход демократии на смену аристократии - не только замена одного способа правления другим. Это смена фаз общественно-политического развития. Здесь ключевой вопрос для Токвиля заключается в следующем: несет ли с собой новый строй больше свободы, больше возможностей для раскрытия духовного и интеллектуального потенциала личности? Если современная, то есть демократическая свобода, - это свобода для всех, безусловно опирающаяся на принцип равенства, - то из формального политико-правового равенства отнюдь не вытекает с такой же неизбежностью политическая и духовная свобода.

Однако Токвиль не противопоставляет равенство и свободу. Токвиль показал лишь, что равенство вполне совместимо с различными типами свободы: это может быть и равенство свободных граждан, и равенство в рабстве. Из рассуждений Токвиля следует, что каждое конкретное общество неизбежно выбирает одну из двух возможных моделей демократического развития: в одних обществах равенство сольется со свободой, другим же грозит установление «нового деспотизма» - уродливого квазидемократического режима.

Токвиль пытается раскрыть, каким образом победоносная демократическая революция незаметно приходит к «новому деспотизму». Он обращает внимание на возможности злоупотребления властью «именем народного большинства».

На опасность «тиранического поведения» большинства указывали многие мыслители, в том числе Монтескье и Констан, но для Токвиля неприемлемы варианты возвращения аристократических институтов для контроля над политической ситуацией. Его замысел включает две независимые и взаимодополняющие задачи: восстановить в правах идею о суверенитете народа и показать политические издержки неограниченной власти большинства.

 

2009-05-06 17:31:00 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35                              
Яндекс.Метрика