Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 2

3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ И ОБУЧЕНИЯ

Понятия «память» и «обучение» традиционно относят к поведенческим категориям, поскольку они характеризуют поведение организма как целого.

Память - это способность живых систем к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению приобретенного опыта. По современным представлениям в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.

Обучение - совокупность процессов, в результате которых осуществляется приобретение индивидуального опыта, обеспечивающего приспособительную модификацию поведения человека и животных. В жизни память и обучение неразрывно связаны. Содержание памяти формируется в результате обучения, а успешность обучения в значительной степени определяется эффективностью процессов памяти, которые включают запечатление опыта, его хранение и воспроизведение. В совокупности память и обучение обеспечивают постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также освоение новых навыков и умений.

«Пронизывая» все стороны существования человека, память имеет разные формы и уровни проявления и функционирования, причем соответственно каждый из видов памяти имеет свои физиологические механизмы. Рассмотрим основные виды памяти и их физиологические основы.

Во-первых, выделяются виды памяти, связанные с деятельностью разных анализаторов: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная память. Следует отметить, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление - эйдетизм -выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д.

Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развитая модально специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная - дегустаторов, двигательная - гимнастов и т.д.

Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом впечатлений от разных анализаторов. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа. По некоторым представлениям ее морфологической основой служат сложные сети нейронов, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно, что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко без всяких усилий, припоминания забытого материала.

Помимо образной выделяют также эмоциональную и словесно-логическую память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствии последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики.

Также непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы их разных отделов коры и ближайшей подкорки.

Словесно-логическая (семантическая) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Ее морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти определенного объема информации.

 

2009-05-06 16:49:04 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика