Физиологические основы психики. Ч. 2
3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ И ОБУЧЕНИЯ
Понятия «память» и «обучение» традиционно относят к поведенческим категориям, поскольку они характеризуют поведение организма как целого.
Память - это способность живых систем к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению приобретенного опыта. По современным представлениям в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.
Обучение - совокупность процессов, в результате которых осуществляется приобретение индивидуального опыта, обеспечивающего приспособительную модификацию поведения человека и животных. В жизни память и обучение неразрывно связаны. Содержание памяти формируется в результате обучения, а успешность обучения в значительной степени определяется эффективностью процессов памяти, которые включают запечатление опыта, его хранение и воспроизведение. В совокупности память и обучение обеспечивают постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также освоение новых навыков и умений.
«Пронизывая» все стороны существования человека, память имеет разные формы и уровни проявления и функционирования, причем соответственно каждый из видов памяти имеет свои физиологические механизмы. Рассмотрим основные виды памяти и их физиологические основы.
Во-первых, выделяются виды памяти, связанные с деятельностью разных анализаторов: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная память. Следует отметить, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление - эйдетизм -выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д.
Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развитая модально специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная - дегустаторов, двигательная - гимнастов и т.д.
Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом впечатлений от разных анализаторов. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа. По некоторым представлениям ее морфологической основой служат сложные сети нейронов, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно, что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко без всяких усилий, припоминания забытого материала.
Помимо образной выделяют также эмоциональную и словесно-логическую память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствии последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики.
Также непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы их разных отделов коры и ближайшей подкорки.
Словесно-логическая (семантическая) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Ее морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти определенного объема информации.
2009-05-06 16:49:04 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |