Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 2

5.2. Структура двигательного акта

Проблема механизмов организации движений и действий человека в контексте активного приспособительного поведения была поставлена и разработана в трудах выдающегося отчественного физиолога Н.А. Бернштейна. Он разработал теорию уровней построения движений. Причем под уровнями он понимал морфологические отделы нервной системы: спинной и продолговатый мозг, подкорковые центры и кору больших полушарий. Каждому уровню соответствует свой тип движений. Всего Н.А. Бернштейн выделил пять уровней: А, В, С, Д, Е.

Уровень А - самый «низкий» и эволюционно самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но определяет мышечный тонус и участвует в обеспечении любых движений совместно с другими уровнями. Есть некоторые формы двигательной активности, которые осуществляются только за счет деятельности уровня А. Это непроизвольные примитивные движения, например, дрожание пальцев скрипача, стук зубов от холода.

Уровень В - Н.А. Бернштейн называл его уровнем синергии - обеспечивает переработку сигналов от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном расположении частей тела. Этот уровень принимает участие в организации движений более сложного типа, которые, однако, не требуют учета особенностей внешнего пространства. Это могут быть произвольные движения лица и тела - мимика и пантомимика, вольная гимнастика и др.

Уровень С - определяется как уровень пространственного поля. Именно на него поступает информация о состоянии внешней среды от экстерорецептивных анализаторов. Поэтому этот уровень отвечает за построение движений, приспособленных к пространственным свойствам объектов - к их форме, положению, длине, весу и другим особенностям. Среди них все локомоторные, т.е. переместительные движения (ходьба, бег, лазание), различные акробатические упражнения, движения рук музыканта и машинистки и другие.

Уровень Д - назван уровнем предметных действий. Он осуществляется при обязательном участии коры и обеспечивает организацию действий с предметами. Это специфически человеческий уровень организации двигательной активности, поскольку к нему относятся все виды орудийных действий и манипуляторных движений. Примером могут служить действия хирурга и жонглера; управление автомобилем и др.

Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они не только учитывают пространственные особенности, но и сообразуются с логикой использования предмета. Это уже не только движения, но в значительно большей степени действия, потому что используемые здесь моторные программы складываются из гибких взаимозаменяемых звеньев. В таких действиях зафиксирована не последовательность движений, а только конечный результат - цель.

Уровень Е - обеспечивает интеллектуализированные двигательные акты, в первую очередь, речевые движения, движения письма, а также движения символической или кодированной речи (язык жестов глухонемых, азбука Морзе). Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным вербальным смыслом.

Важно иметь в виду, что в организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней: тот, на котором строится движение, - он называется ведущим, и все нижележащие уровни. Например, письмо - сложное движение, в котором участвуют все пять уровней. Уровень А обеспечивает прежде всего мышечный тонус руки и пальцев. Уровень В придает движениям письма плавную округлость и обеспечивает скоропись. Уровень С организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге. Уровень Д обеспечивает правильное владение ручкой, а уровень Е - смысловую сторону письма.

Н.А. Бернштейн подчеркивал одну общую особенность организации движений любого типа: в каждый конкретный момент времени в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, работа нижележащих или фоновых уровней не осознается. Например, когда человек пишет письмо, он все внимание уделяет содержанию (ведущий уровень Е). Если же ученик переписывает буквы в прописи, он может делать грубейшие смысловые ошибки, потому что ведущий, т.е. уровень, на котором сосредоточено внимание - уровень Д.

 

2009-05-06 16:49:04 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика