Физиологические основы психики. Ч. 2
5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Познавательная деятельность человека всегда носит активный характер, и движение по сути дела представляет собой прямое средство реализации этой активности. С одной стороны, движение (действие) обслуживает все органы чувств, модифицируя процесс взаимодействия организма с внешней средой таким образом, чтобы обеспечить максимум получаемой информации. С другой стороны, движение является необходимым средством познания окружающего мира, поскольку оно, будучи сопряжено с различного рода рецепцией (зрительной, тактильной, проприоцептивной) обеспечивает возможность создания пространственной картины окружающего мира. Последняя функция особенно наглядно выявляется при резком ограничении сенсорных возможностей: например, при отсутствии зрения.
Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координации, требуемых для грубой ручной работы или перемещения всего тела в пространстве, до тонких движений пальцев при операциях, которые выполняются под микроскопом. Схематически можно представить себе, что поток импульсов, управляющих этой активностью движется в направлении, противоположном его движению в сенсорных системах. В сенсорной системе информация берет начало на периферии, где она воспринимается рецепторами. В двигательной системе основной поток информации направлен от двигательной зоны коры больших полушарий к периферии, т.е. к мышечным структурам - эффекторам, которые и осуществляют движение.
5.1. Классификация движений
Все многообразие форм двигательной активности животных и человека основывается на физических законах перемещения тел в пространстве. При классификации движений необходимо учитывать конкретные целевые функции, на которые направлена двигательная активность. В самом общем виде существуют четыре такие функции:
1) поддержание определенной позы;
2) ориентация на источник внешнего сигнала для его наилучшего восприятия;
3) перемещения тела в пространстве;
4) манипулирование предметами или телами.
Иерархия уровней мозгового управления движениями также находится в зависимости от требований к структуре движения. Перечисленные виды двигательной активности осуществляются по двум основным типам программ: автоматизированным и произвольно регулируемым.
Однако проблема разделения указанных категорий двигательной активности решается отнюдь непросто. Во многих случаях грань между автоматизированным и произвольно контролируемым действием очень подвижна.
Более того, суть обучения двигательным навыкам составляет переход от постоянно контролируемой цепочки более или менее осознанно разделяемых двигательных действий к автоматизированной слитной «кинетической мелодии», которая исполняется со значительно меньшими энергетическими затратами.
В то же время достаточно небольшого изменения хотя бы одного из компонентов автоматизированного навыка, чтобы этот навык перестал быть полностью автоматизированным, и потребовалось вмешательство произвольной регуляции. Так, опытный музыкант или машинистка испытывают большие трудности в выполнении привычных автоматизированных действий, если у них, например, порезан палец.
Двигательная активность человека и животных включает три основных типа движений: ориентационные движения, управление позой и локомоцией и манипуляторные движения.
Система ориентационных движений связана с ориентацией тела в пространстве и с установкой органов чувств в положение, обеспечивающее наилучшее восприятие внешнего стимула. Примером первого может служить поддержание равновесия, второго - движения фиксации взора. Фиксация взора выполняется в основном глазодвигательной системой. Изображение неподвижного или движущегося предмета фиксируется в наиболее чувствительном поле сетчатки. Координация движения глаз и головы регулируется специальной системой рефлексов.
Термин «локомоция» означает перемещение тела в пространстве из одного положения в другое, для этого необходима определенная затрата энергии. Развиваемые при этом усилия должны преодолеть прежде всего силу тяжести, сопротивление окружающей среды и силы инерции самого тела. На локомоцию влияет характер и рельеф местности. Во время локомоции организму необходимо постоянно поддерживать равновесие.
Типичные примеры локомоции - ходьба или бег, которые отличаются стереотипными движениями конечностей, причем для каждой формы локомоции характерны две фазы шага: фаза опоры и фаза переноса. Ходьба человека характеризуется походкой, т.е. присущими ему особенностями перемещения по поверхности. Походка оценивается по способу распределения по времени циклических движений конечностей, длительностью опорной фазы и последовательностью перемещения опорных конечностей.
Манипуляторные движения - яркий пример произвольных движений - действий, которые обусловлены мотивацией. Отличительной чертой таких движений является то, что они направляются центральной программой, поэтому ведущую роль в их осуществлении играют фронтальная кора, подкорковые двигательные центры (базальные ганглии) и мозжечок.
2009-05-06 16:49:04 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |