Физиологические основы психики. Ч. 2
4.6. Развитие речи и межполушарная асимметрия. Дихотическое прослушивание
В настоящее время одним из самых распространенных методов исследования межполушарной асимметрии речи у здоровых людей различного возраста и лиц с патологией ЦНС является дихотический метод. С помощью этого метода удалось установить, что при предъявлении двух разных по содержанию или звучанию стимулов, одно из которых поступает через наушник в левое ухо, а другое - в правое, эффект восприятия информации, поступающей в каждое ухо, оказывается разным.
Суть этого метода заключается в одновременном предъявлении различных акустических сигналов в правое и левое ухо и последующим сравнении эффектов восприятия. Например, испытуемому одновременно предлагаются несколько пар цифр: одна цифра в одно ухо, вторая - в другое, со скоростью две пары в секунду. После прослушивания трех пар цифр испытуемых просят их назвать. Оказалось, что испытуемые предпочитают сначала называть цифры, предъявленные в одно ухо, а затем - в другое. Если их просили назвать цифры в порядке предъявления, то число правильных ответов значительно уменьшалось. На основании этого было сделано предположение о раздельном функционировании слуховых каналов.
В результате многочисленных экспериментов было установлено, что в условиях конкуренции между правым и левым слуховыми каналами наблюдается преимущество уха, контралатерального полушарию, доминирующему в обработке предъявляемых сигналов.
Так, если одновременно подавать слуховые сигналы в левое и правое ухо, то люди с доминирующим по речи правым полушарием будут лучше воспринимать сигналы, подаваемые в левое ухо, а люди с доминирующим по речи левым полушарием - в правое.
Поскольку подавляющее большинство людей праворуки, центр речи у них как правило сосредоточен в левом полушарии, для них свойственно преобладание правого слухового канала. Это явление носит специальное название - эффект правого уха. Величина эффекта у разных людей может колебаться. Степень индивидуальной выраженности эффекта может быть оценена с помощью специального коэффициента, который вычисляется на основе различий в точности воспроизведения сигналов, подаваемых в левое и правое ухо.
Итак, в основе этого эффекта лежит раздельное функционирование слуховых каналов. При этом предполагается, что при дихотическом прослушивании передача по прямому пути тормозится. Это значит, что у праворуких людей информация от левого уха сначала поступает по перекрестному пути в правое полушарие, а потом, через особые связующие пути (комиссуры) в левое, причем часть ее теряется.
Функциональная специализация полушарий в обеспечении речи
В настоящее время очевидно, что между двумя полушариями мозга существуют четкие различия в обеспечении речевой деятельности. Немало данных свидетельствует о морфологических различиях в строении симметричных зон коры, имеющих отношение к обеспечению речи. Установлено, что длина и ориентация сильвиевой борозды в правом и левом полушариях разная, а ее задняя часть, образующая зону Вернике у взрослого праворукого человека в левом полушарии в семь раз больше, чем в правом.
Речевые функции у правшей локализованы преимущественно в левом полушарии и лишь у 5% правшей речевые центры находятся в правом. Большая часть леворуких - около 70% также имеют речевые зоны в левом полушарии. Примерно у 15% речь контролируется правым полушарием, а у оставшихся (около 15%) полушария не имеют четкой функциональной специализации по речи.
Установлено, что левое полушарие обладает способностью к речевому общению и оперированию другими формализованными символами (знаками), хорошо «понимает» обращенную к нему речь как устную, так и письменную, и обеспечивает грамматически правильные ответы. Оно доминирует в формальных лингвистических операциях, свободно оперирует символами и грамматическими конструкциями в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил, осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление. Оно способно к регуляции сложных двигательных речевых функций, и обрабатывает входные сигналы по-видимому последовательным образом.
К уникальным особенностям левого полушария относится управление тонким артикуляционным аппаратом, а также высоко чувствительными программами различения временных последовательностей фонетических элементов. При этом предполагается существование генетически запрограммированных морфо-функциональных комплексов, локализованных в левом полушарии и обеспечивающих переработку быстрой последовательности дискретных единиц информации, из которых формируется речь.
Однако, в отличие от правого полушария левое - не различает интонации речи и модуляции голоса, не чувствительно к музыке, как к источнику эстетических переживаний, (хотя и способно выделить в звуках определенный устойчивых ритм) и плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на составные элементы. Так, оно не способно к идентификации изображений обычных человеческих лиц и неформальному, эстетическому восприятию произведений искусства. Со всеми этими видами деятельности успешно справляется правое полушарие.
Известны две концепции, относящиеся к проблеме функциональной специализации полушарий в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Первая предполагает исходное равенство или эквипотенциальность полушарий в отношении всех функций, в том числе и речевой. В пользу этой концепции говорят многочисленные данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития.
В соответствии со второй концепцией, специализация полушарий существует уже с момента рождения. У правшей она проявляется в виде заранее запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и определять деятельность ведущей руки. Действительно установлено, что уже у плода, т.е. задолго до реального развития речевой функции можно обнаружить проявления межполушарной асимметрии в морфологическом строении будущих речевых зон.
У новорожденных имеются анатомические различия между левым и правым полушариями - сильвиева борозда слева существенно больше, чем справа. Этот факт свидетельствует о том, что структурные межполушарные различия в известной степени являются врожденными. У взрослых людей структурные различия проявляются главным образом в большей величине площади зоны Вернике в височно-теменной области.
2009-05-06 16:49:04 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |