Физиологические основы психики. Ч. 2
4.5. Мозговая организация речевой деятельности
Нет более совершенного психофизиологического инструмента, чем речь, которую люди используют для обмена мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями и т.п.
По определению речь - это исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое «внутренней речью». Таким образом речь является разноэлементным и многозвенным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.
Способность человека к анализу и синтезу звуков речи называется фонематическим слухом. В свою очередь речевое общение опирается на законы конкретного языка, которые диктуют систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических правил. Важно подчеркнуть, что речевая деятельность - это не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает также и понимание речи для установления смысла сообщения.
Среди когнитивных процессов речь занимает особое место, поскольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует «оречевлению» информации, получаемой человеком.
Периферические органы речи
В двигательном плане процесс речи можно рассматривать как результат работы периферических органов, основанный на генерации дифференцированных акустических последовательностей (звуков) и являющейся высококоординированной произвольной моторной активностью артикуляционного аппарата.
К периферическим органам речи относятся:
1) энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца - диафрагма);
2) генераторная система - звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани - тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);
3) резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка). Речь образуется в результате изменения формы и объема надставной трубки, состоящей из полости рта, носа и глотки. В резонаторной системе, отвечающей за тембр голоса, образуются определенные форманты, специфические для данного языка. Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки.
Артикуляция - совместная работа органов речи, необходимая для произнесения речевых звуков. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Для правильной артикуляции необходима определенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и проприоцептивного анализаторов.
Все характеристики речи, такие как скорость, сила звука, тембр, окончательно формируются у мужчины после так называемой «ломки голоса», а у женщины - по достижении старшего подросткового возраста и представляют собой устойчивую функциональную систему, которая остается практически неизменной до глубокой старости. Именно поэтому мы легко узнаем знакомого по голосу и по особенностям речи.
2009-05-06 16:49:04 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |